Николай Гаврилович Чернышевский.
Барским крестьянам...
1861 год вызвал волну прокламаций, выпускавшихся как отдельными
кружками, организациями, так и одиночками. Воззвание Н.Г.Чернышевского к
"Барским крестьянам" написано под непосредственным впечатлением царского
манифеста от 19 февраля 1861 г. и "Положения о крестьянах". В простых,
понятных народу словах автор пытался убедить крестьян, что реформа носит
кабальный характер, что жить им станет еще хуже, чем при крепостном праве.
Прокламация печаталась в нелегальной типографии в Москве. Ее оригинал
написан не рукой Чернышевского, что позволяло некоторым историкам усомниться
в его авторстве. За составление этого воззвания Чернышевский был отдан под
суд и, несмотря на отсутствие юридических доказательств, приговорен к
каторге.
Барским крестьянам от их доброжелателей поклон. Ждали вы, что даст вам
царь волю, вот вам и вышла от царя воля. Хороша ли воля, какую дал вам царь,
сами вы теперь знаете. Много тут рассказывать нечего. На два года остается
все по-прежнему: и барщина остается, и помещику власть над вами остается,
как была. А где барщины не было, а был оброк, там оброк остается, либо какой
прежде был, либо еще больше прежнего станет. Это на два года, говорит царь.
В два года, говорит царь, землю перепишут да отмежуют. Как не в два года!
Пять лет, либо десять лет проволочут это дело. А там что? Да почитай, что то
же самое еще на семь лет; только та разница и будет, что такие разные
управления устроят, куда, вишь ты, можно жаловаться будет на помещика, если
притеснять будет. Знаете вы сами, каково это слово "жалуйся на барина". Оно
жаловаться-то и прежде было можно, да много ли толку было от жалоб? Только
жалобщиков же и оберут, да разорят, да еще пересекут, а иных, которые
смелость имели, еще и в солдаты забреют, либо в Сибирь да в арестантские
роты сошлют. Только и проку было от жалоб. Известно дело: коза с волком
тягалась, один хвост остался. Так оно было, так оно и будет, покуда волки
останутся, значит помещики да чиновники останутся. А как уладить дело, чтобы
волков-то не осталось, это дальше все рассказано будет. А теперь покуда не
об этом речь, какие новые порядки надо вам завести; покуда об том речь идет,
какой порядок вам от царя дан, - что значит, не больно-то хороши для вас
нонешние порядки, а что порядки, какие по царскому манифесту да по указам
заводятся, все те же самые прежние порядки. Только в словах и выходит
разница, что названья перменяются. Прежде крепостными, либо барскими вас
звали, а ноне срочно-обязанными вас звать велят; а на деле перемены либо
мало, либо вовсе нет. Эти слова-то выдуманы! Срочно-обязанные, вишь ты
глупость какая! Kaкой им чорт это в ум-то вложил такие слова! А по-нашему
надо сказать: вольный человек, да и все тут. Да чтобы не названием одним, а
самым делом был вольный человек. А как бывает в исправду вольный человек, и
каким манером вольными людьми можно вам
стать, об этом обо всем дальше
написано будет. А теперь покуда о царском указе речь, хорош ли он. Так вот
оно как: два года ждите, царь говорит, покуда земля отмежуется, а на деле
земля-то межеваться будет пять, либо и все десять лет; а потом еще семь лет
живите в прежней кабале, а по правде-то оно выйдет опять не семь лет, а
разве что семнадцать, либо двадцать, потому что все, как сами видите, в
проволочку идет. Так значит, живите вы по-старому в кабале у помещика все
эти годы, два года, да семь лет, значит девять лет там в указе написано, а с
проволочками-то взаправду выйдет двадцать лет, либо тридцать лет, либо и
больше. Во все эти годы оставайся мужик
в неволе, уйти никуда не моги:
значит, не стал еще вольный человек, остается срочно-обязанный, значит - все
тот же крепостной. Не скоро же воли вы дождетесь, - малые мальчики до бороды
аль и до седых волос дожить успеют, покуда воля-то прийдет по тем порядкам,
какие царь заводит. Ну, а покуда она прийдет, что с вашей землею будет? А
вот что с нею будет. Когда отмежевывать станут, обрезывать ее велено против
того, что у вас прежде было, в иных
селах четвертую долю отрежут из
прежнего, в иных третью, а в иных и целую половину, а то и больше, как
придется где. Это еще без плутовства от помещиков, да без потачки им от
межевщиков, - по самому царскому указу. А без потачки помещикам межевщики
делать не станут, ведь им за то помещики станут деньги давать; оно и выйдет,
что они оставят вам земли меньше, чем наполовину против прежней: где было на
тягло по две десятины в поле, оставят меньше одной десятины. И за одну
десятину, либо меньше, мужик справляй барщину почти что такую же, как прежде
Стр.1