Попова аспирантка совет по изучению производительных сил РАН и МЭРиТ РФ г.Волгоград, helen_kz@rambler.ru Учебная миграция как источник информации для модернизации высшего образования (на примере Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота и Калининградского государственного технического университета) Представлены результаты пилотного исследования учебной миграции в два «морских» вуза РФ. <...> Результаты исследования могут содержать информацию полезную для административного персонала, реализующего проекты модернизации российского образования Ключевые слова: учебная миграция; иностранные студенты; «морской» вуз; модернизация образования Начиная с 2000г. государство пересматривает своѐ отношение к образованию, модернизация становится лейтмотивом государственной политики. <...> Отличия в том, какую именно информацию необходимо анализировать для разработки реалистичной, эффективной и адаптируемой к возможным изменениям стратегию модернизации вуза, очень велики. <...> Важным представляется анализ данных от потребителей российского образования на международной рынке образовательных услуг - учебных мигрантов. <...> Учебная миграция - это динамично развивающийся вид миграции, который имеет неоспоримо положительные эффекты социального, культурного, экономического, политического характера. <...> 159 Методология исследования Для исследования были выбраны вузы «морского» профиля, так как в этой отрасли наблюдается высокий стабильный международный спрос на готовые кадры и весьма низкий спрос на российские «морские» образовательные услуги. <...> Исследование было проведено в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (БГАРФ) и Калининградском государственном техническом университет (КГТУ). <...> В выбранных вузах полевое исследование проходило в сентябре – октябре 2010г. по единой анкете, составленной на русском и английском языках, по которой удалось опросить 34 учебных мигранта (10 человек <...>