Ф. М. Достоевского ИЗ ОПЫТА «ТЕМАТИЧЕСКОГО» ОПИСАНИЯ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ НА ОСНОВЕ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА Рассматривается формирование общего и профессионального образования ХVIII – начала ХХ вв. на примере Омской крепости (г. Омска, 1782 г.). <...> Исследование является результатом контент-анализа архивных документов, отражающих разные типы дискурсивных практик, проведённого с упором на ключевые тематические понятия. <...> Проанализировано изменение характера учебных заведений в городе, появление новых типов общеобразовательных и профессиональных школ. <...> Развитие образования связано с осуществляемой городом основной функцией: военно-охранительной новых территорий (ХVIII в.), военноадминистративной Западной Сибири (первая половина ХIХ в.), торгово-промышленной (конец ХIХ – начало ХХ в.) <...> . Ключевые слова: школьное дело, низшее и среднее образование, региональная особенность образовательной составляющей. <...> Омская крепость основана в 1716 г. для охраны границ осваиваемых новых территорий. <...> Мальчиков отправляли на учёбу в Тобольскую гарнизонную школу. <...> В 1765 г. благодаря стараниям генерала И.И. Шпрингера в Омской крепости была открыта гарнизонная школа комплектом в 150 учащихся. <...> Начальником её был назначен казачий атаман Фёдор Анциферов, который «грамоте читать и писать достаточно умеет. <...> Военные, чаще всего окончившие Тобольскую гарнизонную школу, приобщали к военному распорядку: в расписании значились военный артикул и солдатская экзерциция. <...> Также преподавались барабанщичья наука и игра на флейте. <...> Это был обычный набор предметов гарнизонной школы. <...> Обучались в школе дети военнослужащих (солдат, драгун, казаков) и военные сироты, в связи с чем при гарнизонной школе открыли военно-сиротское отделение. <...> Школьников не делили на классы, поэтому дети разных возрастов учились совместно, а выпускались по мере усвоения изучаемых предметов. <...> При этом не успевающих в науках отправляли в полки для обучения «рукодельной науке»: слесарной <...>