Л.Г. Абрамова кандидат педагогических наук, профессор БГАРФ ipp_bga_rf@mail.ru Философия образования в контексте герменевтической педагогики Рассматриваются некоторые аспекты «философии жизни» В. <...> Дильтея и его последователей на базе педагогики в составе «наук о духе» Ключевые слова: философия жизни; наука о духе; процесс образования; педагогический традиционализм; герменевтика Педагогический традиционализм – одна из двух основных парадигм, прослеживающихся в европейской педагогике первой половины ХХ века и ориентированная в первую очередь на философское осмысление процесса образования. <...> Крупнейший теоретик социальной педагогики, немецкий философ, сооснователь марбургской школы неокантианства П. <...> Наторп, будучи одним из учителей С.И. Гессена в Марбургском университете в своей работе «О философии как науке, фундаментальной для педагогики» обсуждая проблему научного статуса педагогики утверждал, что педагогика, с одной стороны, предполагает целостную философию для себя, а с другой – создается как наука о человеке, которая может быть обоснована только философски, поскольку именно философия обосновывает то, о чем свидетельствует педагогика. <...> «Всем, кто сегодня ведает образованием и контролирует его, надлежит сделать выбор между существующими философскими системами. <...> Ибо педагогика лишь тогда сможет дать эффективные рекомендации школе, когда четко обозначит с помощью философской доктрины свои цели и задачи», – заявлял английский педагог Дж. <...> Известный отечественный философ и методолог Г.П. Щедровицкий в монографии «Педагогика и логика» представив педагогику как комплексную науку, для которой ведущую роль играют логико-методологические подходы, фактически наметил, развивая эти идеи, контуры оригинального варианта философии образования провозгласив как вывод: «По нашим понятиям, педагогика есть не что иное как конкретная философия». <...> Подобный подход разделяли многие теоретики воспитания <...>