Расширение яркостного подхода к оценке дорожного и тоннельного освещения А. <...> ШТОКМАР 1 Компания LCI Light Consult International, Целле, Германия Аннотация Зрительное восприятие распределения яркости по поверхности дороги перед водителем автомобиля не вполне соответствует измеряемому при традиционном угле наблюдения. <...> Для преодоления этого несоответствия предлагается расширить современный подход к измерению яркости, дополнив его ещё одним углом наблюдения. <...> Это требует знания отражательных характеристик дорожного покрытия при разных углах наблюдения. <...> Для определения ожидаемой равномерности на стадии проектирования необходимо использовать расчётную сетку, плотность которой примерно втрое выше, чем у обычной. <...> Применительно к освещению дорог и тоннелей использование ещё одного угла наблюдения существенно сказывается и на оценках яркости эквивалентной вуали и пороговых приращений яркости. <...> Ключевые слова: отражательные 1 характеристики, дорожные покрытия, освещение дорог и тоннелей, яркость поверхности дороги. <...> Введение Решающими критериями оценки освещения автомобильных дорог и тоннелей служат уровень и равномерность яркости проезжей части дороги и ограниченность слепящей яркости. <...> Использование яркостного подхода требует знания отражательных характеристик поверхности дороги. <...> Используемые сегодня дорожные покрытия имеют отражательные характеристики, которые не только отличаются от приведённых в стандартных таблицах МКО [1], но и зависят от угла наблюдения. <...> При движении с пониженной скоростью в ночное время взгляд водителя чаще 1 По материалам доклада на 28-й Сессии МКО, 29.06–04.07.2015. <...> Е.И. Розовского «СВЕТОТЕХНИКА», 2015, № 5 всего фиксируется на участках дороги, расположенных в 30 м перед автомобилем, то есть угол наблюдения равен 3о (к горизонтали). <...> На таком расстоянии воспринимаемое распределение яркости может сильно отличаться от рассчитанного при обычных допущениях об угле наблюдения в 1о. <...> Для устранения <...>