ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ УДК 331.1 ВНУТРЕННИЙ КРАУДСОРСИНГ: ПОПЫТКА АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПРИРОДЫ И.Д. <...> Котляров Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Санкт-Петербург) E-mail: ivan.kotliarov@mail.ru Внутренний краудсорсинг приобрел широкую популярность как инструмент повышения эффективности использования персонала, однако до сих пор не выполнен его анализ с точки зрения экономической теории и не определено его место в системе инструментов мобилизации персонала для решения нерутинных задач. <...> В статье выполнен анализ внутреннего краудсорсинга с точки зрения марксистской политической экономии. <...> Показано, что внутренний краудсорсинг не столько устраняет отчуждение труда, сколько маскирует его и содействует нарастанию эксплуатация работников. <...> Проведен сравнительный анализ внутреннего краудсорсинга и других форм привлечения персонала с преимущественно нематериальным вознаграждением. <...> INTERNAL CROWDSOURCING: AN ATTEMPT AT ANALYSIS OF ECONOMIC AND ORGANIZATIONAL NATURE I.D. <...> Petersburg) E-mail: ivan.kotliarov@mail.ru Despite the popularity of internal crowdsourcing as a tool of increase of effectiveness of personnel, it has not benn analyzed from the point of view of economic theory. <...> The present paper contains an analysis of internal crowdsourcing from the point of view of Marxist political economy. <...> It is demonstrated that internal crowdsourcing hides alienation of labor instead of elimination it, and contributes to increase of exploitation of employees. <...> Внутренний краудсорсинг представляет собой специфическую форму использования человеческих ресурсов предприятия для решения задач, как правило, творческого характера и зачастую не связанных с должностными обязанностями работников [7, 8, 12, 24]. <...> Формулировка задачи, сроки ее выполнения и вознаграждение обычно публикуются в открытом доступе (при © Котляров И.Д., 2016 Экономика и управление человеческими ресурсами 165 обычном краудсорсинге ознакомиться с ней может любой желающий, при внутреннем краудсорсинге доступ открыт для сотрудников предприятия). <...> Задача чаще всего носит конкретный характер и направлена на достижение значимого для фирмы <...>