РАЗДЕЛ I ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ Part I. <...> Разумов, В. П. Сизиков (Омск) В статье ставится проблема места и роли науки и образования в мировом системном кризисе, обусловленном переходом человечества в новую эпоху; необходимости смены стратегии развития цивилизации с экстенсивной на интенсивную, для чего требуются радикальные усовершенствования интеллекта. <...> Сложившийся еще в эпоху античности тип интеллектуальности сосредоточил в себе установки на линеаризацию мышления, письмо, речь; преобладание анализа над синтезом; вещественно-энергетическую парадигму в формировании картины мира; рассогласование смыслосодержательных и формально-математических приемов организации знаний и опережающее развитие автоматизации вычислений в сравнении с автоматизацией рассуждений. <...> Снижение креативности, углубляющаяся бюрократизация в науке и образовании свидетельствуют о том, что их институты утрачивают роль © Разумов В. И., 2015 Разумов Владимир Ильич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Омский государственный университет им. <...> E-mail: v_p_sizikov@mail.ru Razumov Vladimir Ilyich – Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Нead of the Chair of Philosophy, F. <...> Sizikov Viktor Petrovich – Candidate of Technical Sciences, Docent, Omsk State Transport University. <...> 11 Философия образования, № 5(62), 2015 субъектов, генерирующих гуманитарные и социальные технологии, а они должны проявить себя первоначально в самих науке и образовании. <...> В качестве средства для выхода из обозначенного комплекса затруднений предлагается обращение к теме разработки новых интеллектуальных технологий. <...> Приводятся опыты их создания на базах категориальносистемной методологии, теории динамических информационных систем. <...> Новые интеллектуальные технологии определяются визуализируемыми способами построения категориальных схем. <...> Описаны четыре типа операций для работы над категориально-системной методолигией: 1) категоризация предметной области <...>