В.Н. Бузин Социальное управление российским медиапространством Системно-деятельностный подход Рекомендовано к изданию Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве монографии. <...> Научная специальность 22.00.08 «Социология управления» Москва 2015 УДК [316.74:659.4](470+571)(035.3) ББК 60.842 Б90 Рецензенты: доктор социологических наук, профессор В.П. Коломиец доктор филологических наук, профессор В.А. Евстафьев доктор социологических наук И.А. Полуэхтова Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Бузин, Валерий Николаевич. <...> ISBN 978-5-238-02288-8 Агентство CIP РГБ Предлагаемая вниманию читателей книга является развитием научных идей социологии управления в области массовых коммуникаций, разрабатываемых автором в предыдущих книгах «Медиапланирование. <...> Современные средства массовой коммуникации служат механизмом формирования особой реальности, формируют картину мира за пределами чувственного опыта индивида, т.е. активно формируют социальное пространство, в том числе и его составляющую, называемую медиапространством. <...> Социальные, экономические, культурные изменения, характерные для современных постиндустриальных обществ, развитие коммуникативных технологий меняют традиционное медиапространство. <...> Поэтому изменения медиапространства становятся одними из ключевых задач социологических исследований и анализируются в тесной связи с социальными проблемами трансформации современного общества. <...> Взаимосвязанность этих процессов обусловливает недостаточность использования традиционных подходов к проведению информационных кампаний, рассчитанных на большие и разнообразные группы населения и направленных в конечном счете на изменение медиапространства. <...> При проведении информационных кампаний, направленных на 3 изменение медиапространства, планирование также выступает <...>
Социальное_управление_российским_медиапространством._Системно-деятельностный_подход._Монография._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки.pdf
УДК [316.74:659.4](470+571)(035.3)
ББК 60.842
Á90
Рецензенты:
доктор социологических наук, профессор В.П. Коломиец
доктор филологических наук, профессор В.А. Евстафьев
доктор социологических наук И.А. Полуэхтова
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Бузин, Валерий Николаевич.
Б90 Социальное управление российским медиапространством.
Системно-деятельностный подход: монография /
Â.Í. Áóçèí. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 311 ñ.
2015.
ISBN 978-5-238-02288-8
Агентство CIP РГБ
Предлагаемая вниманию читателей книга является развитием научных
идей социологии управления в области массовых коммуникаций,
разрабатываемых автором в предыдущих книгах «Медиапланирование.
Теория и ïðàêòèêà» (2010), «Îñíîâû медиапланирования» (2002), «Медиапланирование
для практиков» (2006, 2008), «Гуманизация социальноэкономических
отношений в современном обществе» (2010) и более чем
в 50 ñòàòüÿõ.
Новая книга посвящена разработке концепции системнодеятельностного
подхода к управлению медиапространством, который
позволяет дать целостную картину медиапространства как части
пространства социального. Для анализа структуры медиапространства
вводится понятие базового элемента медиапространства, которое используется
и для выявления функциональной связи объектов российского
медиапространства. Описываются система эффективного управления
российским медиапространством и система контроля за реализацией
управленческих решений.
Для социологов, психологов и маркетологов, работающих в сфере
массовых коммуникаций. Будет полезна всем специалистам в области
массовых коммуникаций, рекламы и PR.
ББК 60.842
ISBN 978-5-238-02288-8
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2012
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.).
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2012
Стр.3
Оглавление
Введение
Глава 1. Медиапространство как объект
социально-управленческой деятельности
1.1. Социальное пространство в социологическом
дискурсе
1.2. Медиапространство как составная часть
социального пространства
1.3. Социологические парадигмы управления
медиапространством
Глава 2. Системно-деятельностный подход к управлению
медиапространством
3
13
13
31
42
63
2.1. Особенности системного подхода
к социальному управлению медиапространством 63
2.2. Принцип деятельности как теоретическая основа
социального управления медиапространством
2.3. Основные элементы и функциональные связи
медиапространства как объекта управления
с точки зрения системно-деятельностного подхода 92
Глава 3. Российское медиапространство как многоуровневый
объект социального управления: состояние и проблемы 102
3.1. Многоуровневость медиапространства
как специфическая черта управления российским
медиапространством
102
3.2. Структура национального российского
медиапространства как объект социального
управления
3.3. Структура регионального и анклавного
российского медиапространства
как объект социального управления
3.4. Медиахолдинги и структура собственности
российского медиапространства
как объект социального управления
Глава 4. Российское медиапространство как социокультурная
среда социального управления
4.1. Количественные и качественные характеристики
национальной аудитории средств массовой
коммуникации
4.2. Специфика региональной аудитории средств
массовой коммуникации
310
110
129
141
151
151
178
80
Стр.311
4.3. Типологизация регионального медиапространства
как метод стандартизации управленческой среды 207
Глава 5. Системно-деятельностные принципы эффективного
управления российским медиапространством
5.1. Социологические источники и инструментарий
управления российским медиапространством
5.2. Эффективное управление российским
медиапространством через многоуровневое
управление информационными кампаниями
5.3. Методы контроля эффективности управленческих
решений при управлении российским
медиапространством
Заключение
229
229
256
274
290
Литература 294
311
Стр.312