Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Сборник заданий для самостоятельной работы по общей экологии (110,00 руб.)

0   0
Первый авторКлевцова Марина Александровна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц55
ID358202
АннотацияДанное учебное пособие разработано на основе рабочей программы дисциплины Б3.Б.2 «Общая экология» с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлению 022000 «Экология и природопользование» к содержанию и уровню подготовки выпускников по профессиональному циклу.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 2-го курса дневного отделения (бакалавриат) факультета географии, геоэкологии и туризма. Для направления 022000 «Экология и природопользование»
Клевцова, М.А. Сборник заданий для самостоятельной работы по общей экологии / М.А. Клевцова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 55 с. — 55 с. — URL: https://rucont.ru/efd/358202 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» М. А. Клевцова СБОРНИК ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ Учебное пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 Утверждено научно-методическим советом факультета географии, геоэкологии и туризма 5 ноября 2014 г., протокол № 3 Рецензенты: д-р биол. наук, проф. <...> Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.) <...> 2 «Общая экология» с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлению 022000 «Экология и природопользование» к содержанию и уровню подготовки выпускников по профессиональному циклу. <...> Цели учебной дисциплины «Общая экология»: – выработать у студентов экологический подход к функционированию биосферы Земли, что необходимо для формирования концепции экологической безопасности жизнедеятельности человека; – ознакомить студентов с основными проблемными областями общей экологии, намечающимися и формирующимися путями их решения. <...> Крупные проблемные области соответствуют основным разделам общей экологии. <...> Дисциплина «Общая экология» способствует формированию следующих профессиональных компетенций: – иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии; – владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике. <...> Какое утверждение об экологии является правильным: а) экология представляет собой науку об отношении человека и общества; б) в нашем районе в последнее <...>
Сборник_заданий_для_самостоятельной_работы_по_общей_экологии.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» М. А. Клевцова СБОРНИК ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ Учебное пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2015
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.................................................................................................4 Раздел I. Место экологии в системе биологических наук. Краткая история развития экологии...........................................6 Раздел II. Среда обитания и механизмы адаптации к ней живых организмов......................................................................8 Раздел III. Популяции. Межпопуляционные взаимодействия..............21 Раздел IV. Сообщества и экосистемы......................................................38 Аннотированный перечень имен, упомянутых в тексте........................47 Примерные темы курсовых работ............................................................52 Литература..................................................................................................53 3
Стр.3
Раздел I. МЕСТО ЭКОЛОГИИ В СИСТЕМЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИИ 1. Выберите и обоснуйте правильный ответ, аргументируйте также, почему остальные суждения неправильные. 1.1. Какое утверждение об экологии является правильным: а) экология представляет собой науку об отношении человека и общества; б) в нашем районе в последнее время отмечается улучшение экологии; в) экология становится теоретической основой природопользования; г) экология – это наука о взаимоотношении видов друг с другом; 1.2. К свойствам живой материи относятся: а) онтогенез и деструкция; б) репродукция и способность к движению; в) определенный химический состав и клеточное строение; г) наличие хлорофилла и клеточное строение. 2. Закончите фразу. 2.1. В дословном переводе с греческого термин «экология» состоит из двух слов  oikos и logos, что означает... 2.2. Экологию можно представить «...как трехмерное сооружение из лежащих один над другим горизонтальных слоев, соответствующих различным уровням биологической организации – от индивидуума через популяцию и сообщество к экосистеме; вертикальные разрезы, проходящие через все слои, делят все сооружение на секции, соответствующие форме, функции, развитию, регуляции и адаптации. Каждому уровню экологической организации присущи свои особые структурные и функциональные характеристики», – указывал в своем труде «Основы общей экологии» (1979) крупнейший американский эколог... 2.3. Раздел экологии, изучающий общие закономерности функционирования биосферы, а также законы взаимодействия природы и общества, пути оптимизации этого взаимодействия, называется... 2.4. Наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих ее подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями, несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентов называется… 2.5. Закон, согласно которому каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет историю развития своего вида (филогенез), сформулированный немецкими учеными Ф. Мюллером и Э. Геккелем во второй половине XIX в., получил название… 3. Сделайте задание и ответьте на вопросы. 3.1. В табл. 1 приведены краткие сведения о развитии экологии как науки. Вставьте в пустые ячейки имена ученых (Е. Варминг, А. Гумбольдт, Р. Линдеман, Аристотель, В. Шелфорд, Т. Мальтус, Д. Н. Кашкаров, 6
Стр.6
Н. Ф. Реймерс, К. Линней), которые занимались экологическими исследованиями. Таблица 1 Годы 384–322 до н. э. 1749 1798 1845 1895 1911 1933 1942 1994 Некоторые вехи истории становления экологии как науки Имя Экологическая информация «История животных»  привел классификацию животных, имеющих окраску, связанную с условиями жизни «Экономика природы»  описал типологию местообитаний, заложил основы систематики «Опыты о законе народонаселения»  предложил уравнение геометрического (экспоненциального) роста популяции, представил первую математическую модель роста популяции «Космос», в 5 томах  сформулировал законы географической зональности и вертикальной поясности в распределении растений и животных «Экологическая география растений»  впервые использовал термин «экология» по отношению к растениям; предложил понятие «жизненная форма» Сформулировал закон толерантности «Среда и сообщества», «Основы экологии животных»  первые отечественные учебники по экологии Развил представление о трофических уровнях и «пирамиде энергий», установил правило 10 % Автор труда «Экология (теории, законы, принципы и гипотезы)» 3.2. Расставьте уровни организации живого в порядке их усложнения (рис. 1): биоценотический, клеточный, популяционно-видовой, молекулярный, биосферный, органо-тканевой, биогеоценотический, надмолекулярный, организменный. 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Рис. 1. Уровни организации живой материи 7
Стр.7
3.3. Юджин Одум в своем широко известном труде «Основы экологии» подразделяет все биологические дисциплины на фундаментальные и таксономические. Ученый предлагает графическую модель соотношения этих дисциплин в виде «слоеного пирога», разделенного на горизонтальные слои и вертикальные дольки (рис. 2). Как вы думаете, что хотел подчеркнуть американский эколог данной схемой? Рис. 2. «Слоеный пирог» биологии [11] Темы для самостоятельной работы 1. Накопление экологических знаний в эпоху Античности. 2. Развитие синэкологии в первой трети ХХ в. Работы Ф. Клементса, Г. Ф. Морозова, В. Шелфорда, В. Н. Беклемишева, Д. Н. Кашкарова и др. 3. Начало математического моделирования в экологии (А. Лотка, В. Вольтерра). 4. Развитие экологии во второй половине ХХ в. 5. Основные направления современных экологических исследований. Раздел II. СРЕДА ОБИТАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ К НЕЙ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 1. Выберите и обоснуйте правильный ответ, аргументируйте также, почему остальные суждения неправильные. 1.1. Эволюционно возникшее приспособление организмов к условиям среды, выражающееся в изменении их внешних и внутренних особенностей, носит название: а) фенотип; б) адаптация; в) жизненная форма; г) морфологический тип. 1.2. Для успешной жизнедеятельности и создания продукции гетеротрофы нуждаются в поступлении: а) только неорганических веществ, таких как кислород и вода; 8
Стр.8