Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Идеи и идеалы  / №3 2015

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ОТ ПЛЯШУЩЕГО ТРОСТНИКА К ТРОСТНИКУ МЫСЛЯЩЕМУ (330,00 руб.)

0   0
Первый авторПроскурин
Страниц7
ID358042
АннотацияВ статье рассматривается вопрос означивания человека посредством метафоры о тростнике. На основе собранного филологического материала автор статьи определяет линии развития историко-культурного понимания человека и эволюцию его представления на основе многочисленных примеров, связанных с письменным творчеством. Отдельным вопросом автор рассматривает историю представлений о человеке как мыслящем тростнике. Выясняется, что автором метафоры «мыслящий тростник» на российской почве вслед за Б. Паскалем явился выдающийся русский поэт Ф.И. Тютчев. Представлены основания для установления базы метафоры, которой, вероятно, являлась письменная культура.
УДК003; 801.7
Проскурин, С.Г. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ОТ ПЛЯШУЩЕГО ТРОСТНИКА К ТРОСТНИКУ МЫСЛЯЩЕМУ / С.Г. Проскурин // Идеи и идеалы .— 2015 .— №3 .— С. 65-71 .— URL: https://rucont.ru/efd/358042 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Историко-культурные основания понимания человека ИДЕИ И ИДЕАЛЫ УДК:003; 801.7 ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. <...> ОТ ПЛЯШУЩЕГО ТРОСТНИКА К ТРОСТНИКУ МЫСЛЯЩЕМУ* С.Г. Проскурин Новосибирский государственный технический университет s.proskurin@mail.ru В статье рассматривается вопрос означивания человека посредством метафоры о тростнике. <...> На основе собранного филологического материала автор статьи определяет линии развития историко-культурного понимания человека и эволюцию его представления на основе многочисленных примеров, связанных с письменным творчеством. <...> Выясняется, что автором метафоры «мыслящий тростник» на российской почве вслед за Б. <...> Представлены основания для установления базы метафоры, которой, вероятно, являлась письменная культура. <...> DOI: 10.17212/2075-0862-2015-3.1-65-71 В понимании человека человеком имеются очень глубокие по времени проникновения в прошлое предпосылки. <...> Напомним, Паскаль отмечает: «Человек всего лишь тростник, самый слабый в природе; но это мыслящий тростник. <...> Итак, будем стремиться к тому, чтобы хорошо мыслить – это принцип морали». <...> Паскаль: «L’homme n’est qu’un roseu, le plus faible de la nature; mais c’est un Roseu pensant. <...> С’est de lа qщil faut nous relever; non de l’espace et de la durйe, que nous ne saurions remplir. <...> Travaillons donc а bien penser: voilа le principe de moral» [6, с. <...> Это клинопись с пропедевтическим сюжетом, текст которой, видимо, использовался на протяжении многих столетий до нашей эры в обучении молодых писцов. <...> Все, что он мне предписывал, подобно предписаниям бога, я в точности исполнял. <...> По глине мою руку он направлял, на правильный путь меня наставлял. <...> Ассоциативное переосмысление или метафора человека как «пляшущего тростника» стоит в качестве фона в воспитании писца (тянуться вверх – доля прилежания). <...> Не случайно тростниковая палочка являлась орудием писцов и служила в качестве «замыкающего элемента» в цепи Идеи и идеалы № 3(25), т. <...> Историко-культурные основания понимания человека писец – глиняная табличка. <...> «Плоские заготовки из глины служили <...>