Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Возрастная анатомия, физиология и гигиена (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЧелноков А. А.
АвторыБучацкая И. Н.
ИздательствоВеликолукская государственная академия физической культуры и спорта
Страниц148
ID357925
АннотацияУчебное пособие написано в виде конспектов лекций. В нем подробно рассмотрены основные разделы курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Особое внимание уделено вопросам становления и развития физиологических функций организма на каждом возрастном этапе. Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла ОПП бакалавриата и предназначена для изучения студентами по направлению подготовки 050100 (44.03.01) «Педагогическое образование» профиля подготовки безопасность жизнедеятельности.
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений физической культуры и спорта. Кроме того, при изучении некоторых разделов учебное пособие может быть использовано преподавателями и студентами по направлениям и специальностям в области медицины, биологии, анатомии, физиологии, гигиены, педагогики.
ISBN978-5-350-00300-0
УДК611+612.64/.68+613.9
ББК28.706/707
Челноков, А.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : [учеб. пособие] / И.Н. Бучацкая; А.А. Челноков .— Великие Луки : Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, 2015 .— 148 с. : ил. — ISBN 978-5-350-00300-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/357925 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла ОПП бакалавриата и предназначена для изучения студентами по направлению подготовки 050100 (44.03.01) «Педагогическое образование» профиля подготовки безопасность жизнедеятельности. <...> …………………………………………………145 Литература……………………………………………………………………146 5 ПРЕДИСЛОВИЕ Возрастная анатомия, физиология и гигиена – дисциплина, которая изучает возрастные особенности развивающегося организма, его взаимоотношение с окружающей средой, а также функциональные возможности организма в разные периоды онтогенеза. <...> Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла ОПП бакалавриата и предназначена для изучения студентами по направлению подготовки 050100 (44.03.01) «Педагогическое образование» профиля подготовки безопасность жизнедеятельности. <...> При изучении курса студенты актуализируют, закрепляют и овладевают системой базовых понятий и дидактических единиц дисциплины: онтогенез, возрастная периодизация, здоровье, здоровый образ жизни, физическое развитие, анатомо-физиологические особенности систем организма, гигиенические требования. <...> В процессе изучения курса студент должен знать: основы возрастной анатомии, физиологии, школьной гигиены и психологии; основные принципы и аспекты здорового образа жизни; факторы, сберегающие здоровье и факторы риска заболеваний детей и подростков. <...> Возрастная анатомия и физиология - самостоятельная ветвь биологической науки, изучает изменения строения и функций организма, возникающие в процессе его развития. <...> Школьная гигиена (гигиена детей и подростков) – это медицинская наука, которая изучает взаимодействие организма ребёнка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие <...>
Возрастная_анатомия,_физиология_и_гигиена_.pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» ЧЕЛНОКОВ А.А., БУЧАЦКАЯ И.Н. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА 2015
Стр.1
УДК ББК Печатается по решению Ученого совета Великолукской государственной академии физической культуры и спорта Челноков А.А., Бучацкая И.Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебное пособие для бакалавров учреждений высшего профессионального образования. – Великие Луки. – 2015. – 148 с. Учебное пособие написано в виде конспектов лекций. В нем подробно рассмотрены основные разделы курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Особое внимание уделено вопросам становления и развития физиологических функций организма на каждом возрастном этапе. Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла ОПП бакалавриата и предназначена для изучения студентами по направлению подготовки 050100 (44.03.01) «Педагогическое образование» профиля подготовки безопасность жизнедеятельности. Пособие предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений физической культуры и спорта. Кроме того, при изучении некоторых разделов учебное пособие может быть использовано преподавателями и студентами по направлениям и специальностям в области медицины, биологии, анатомии, физиологии, гигиены, педагогики. Рецензенты: доктор биологических наук, доцент О.В. Ланская ФГБОУ ВПО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта» доктор биологических наук, профессор В.Ю. Козловский ФГБОУ ВПО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия» © ВЛГАФК, 2015 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие............................................................................................................. 6 Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ......................................................................................... 8 1. Возрастная анатомия, физиология и гигиена как наука. ........................... 8 2. Закономерности роста и развития организма. ............................................ 8 3. Особенности развития организма в различные периоды. ....................... 13 4. Организм человека – как единое целое. .................................................... 15 Контрольные вопросы ..................................................................................... 17 Лекция 2. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОРГАНИЗМА В ОНТОГЕНЕЗЕ .... 18 1. Строение нервной системы. ........................................................................ 18 2. Биоэлектрические явления в нервной клетке. Проведение возбуждения. ................................................................................. 19 3. Анатомия и физиология центральной нервной системы......................... 22 4. Возрастные особенности нервной системы. ............................................. 18 5. Высшая нервная деятельность и ее роль в формировании поведения...34 6. Типы высшей нервной деятельности...…………………………………..37 Контрольные вопросы ..................................................................................... 40 Лекция 3. ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОРГАНИЗМА В ОНТОГЕНЕЗЕ ..................................................................................... 41 1. Понятие о гормонах и эндокринной системе. .......................................... 41 2. Становление эндокринных функций в онтогенезе................................... 42 3. Влияние гормонов на рост организма. ...................................................... 47 4. Роль гормонов в адаптации организма к физическим нагрузкам. .......... 41 Контрольные вопросы ..................................................................................... 49 Лекция 4. РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ В ОНТОГЕНЕЗЕ ........ 50 1. Понятие об анализаторах. ........................................................................... 50 2. Зрительная сенсорная система. .................................................................. 50 3. Слуховая и вестибулярная сенсорные системы. ...................................... 53 4. Вкусовая сенсорная система. ...................................................................... 54 5. Обонятельная сенсорная система............................................................... 55 6. Кожная сенсорная система. ........................................................................ 55 7. Мышечно-суставная сенсорная система. .................................................. 50 8. Висцеральная сенсорная система. .............................................................. 57 9. Возрастные особенности развития сенсорных систем в онтогенезе. ..... 57 Контрольные вопросы ..................................................................................... 59 Лекция 5. РАЗВИТИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ОНТОГЕНЕЗЕ ..................................................................................... 61 1. Функции опорно-двигательной системы. ................................................. 61 2. Свойства, состав, и строение костей.......................................................... 61 3. Общий обзор скелета человека. ................................................................. 63 3
Стр.3
ЛЕКЦИЯ 1 Введение. Закономерности роста и развития организма 1. Возрастная анатомия, физиология и гигиена как наука. 2. Закономерности роста и развития организма. 3. Особенности развития организма в различные периоды. 4. Организм человека – как единое целое. - 1 - Анатомия – это наука о форме и строении живых организмов, в частности, строении человеческого тела, его органов. Термин «анатомия» происходит от греческого слова anatome – рассечение, расчленение, что указывает на один из основных методов анатомии – рассечение (препаровка). Физиология – наука о процессах, протекающих в живых организмах, которая изучает функции организма, деятельность различных органов. Термин «физиология» образован от двух греческих слов physis – природа, logos – учение. Гигиена – наука об охране и укреплении здоровья человека. Естественнонаучной базой гигиены служат анатомия и физиология человека. Возрастная анатомия и физиология - самостоятельная ветвь биологической науки, изучает изменения строения и функций организма, возникающие в процессе его развития. Объектом изучения является организм человека на различных стадиях его индивидуального развития. Возрастной физиологией рассматриваются функциональные процессы организма человека в разные периоды жизни. Школьная гигиена (гигиена детей и подростков) – это медицинская наука, которая изучает взаимодействие организма ребёнка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. Гигиена детей и подростков как наука развивается на основе возрастной анатомии и физиологии. В ней широко используются общебиологические законы развития. Она тесно связана со всеми медицинскими дисциплинами, а также с техническими и педагогическими науками. - 2 - Оптимальное функционирование организма определяется ходом его развития, которое, начинаясь с момента образования оплодотворённой яйцеклетки - зиготы, делится на два периода - пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (с момента рождения) онтогенез. Впервые термин «онтогенез» был введён Э. Геккелем (1866) для обозначения эмбрионального перио8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.