№4 (67) ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2015 Общие вопросы истории и философии науки УДК 165.0 DOI: 10.15372/PS20150401 А.П. Федяев Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань Filkazguki@mail.ru АРИСТОТЕЛЬ И НАУКА БУДУЩЕГО: МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В статье дается анализ взаимосвязи философских взглядов Аристотеля и современных научных представлений об устройстве Вселенной. <...> Автор утверждает, что наш физический мир имеет невидимые трансцендентальные «начала» и что аристотелевская модель мироздания может стать основой для становления будущей науки. <...> В связи с этим можно сделать попытку рас Федяев А.П., 2015 4 А.П. Федяев смотреть науку в контексте гегелевского метода «триады» (тезис – антитезис – синтез). <...> В качестве исходного «тезиса» всей системы современного научного знания следует рассматривать аристотелевскую модель мироздания, в которой впервые был введен в научный оборот термин «природа», разработан соответствующий понятийный аппарат и метод познания. <...> В качестве «антитезисного» этапа развития науки тогда необходимо рассматривать т.н. «классическую науку» (XVIII – к. <...> Наука с начала ХХ в. (т.е. неклассическая и постнеклассическая) уже может трактоваться как начало второго этапа процесса «отрицания отрицания» и переход к новой «синтезной» науке, которая должна воплотить в себе лучшие стороны двух предыдущих этапов развития научного знания. <...> Такой подход позволяет, зная сущностные черты исходной («тезисной») теории, воссоздать их в рамках «синтезной» науки, но уже с учетом достижений науки «антитезисной». <...> Подобный подход, выражающий тождество диалектики, логики и теории познания, не противоречит концепциям роста научных знаний М. <...> Фейерабенда, соответствует основным принципам современной науки (натурализм, фаллибилизм, историзм и модернизм) и позволяет получить качественно новое (непротиворечивое) знание, которое сегодня современным ученым недоступно, так как они действуют в рамках «антитезисой <...>