Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Философия науки  / №2 2015

К ИСТОРИИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: АРИСТОКСЕН О РИТМЕ (330,00 руб.)

0   0
Первый авторАфонасин
Страниц20
ID357423
АннотацияРитмические феномены весьма распространены: они, по словам Аристида Квинтилиана (О музыке 1.13), «встречаются в неподвижных телах, когда мы говорим, что статуя отличается хорошим ритмом, или в движущихся телах, когда мы видим, что человек идет в хорошем ритме… в целом же ритм воспринимается тремя органами чувств: зрение воспринимает танец, слух – мелодию, а осязание – движение артерии». В трактате Элементы ритмики перипатетик Аристоксен (IV в. до н.э.) строит общую теорию ритма, рассматривая ритм как феномен, независимый от метра и музыкального интервала. Действительно, если эти последние структурируют стих и мелодию и внутренне им присущи, то ритм подвижен и текуч, как время, и не содержится в стихе или музыке: для того чтобы исполнить поэму или музыкальное произведение, особенно если это исполнение включает в себя телесное движение, танец, необходимо прибегнуть к более эмпирической технике, которую Аристоксен называет ритмообразованием (rhythmopoiia). В статье предлагается перевод Элементов ритмики на русский язык, в комментариях к тексту античная теория ритма сопоставляется с современными наблюдениями в области психологии восприятия времени и структурированных пространственных и временных образцов.
УДК101.1
Афонасин, Е.В. К ИСТОРИИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: АРИСТОКСЕН О РИТМЕ / Е.В. Афонасин // Философия науки .— 2015 .— №2 .— С. 99-118 .— URL: https://rucont.ru/efd/357423 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№2 (65) ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2015 Из истории науки УДК 101.1 К ИСТОРИИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ: АРИСТОКСЕН О РИТМЕ Е.В. <...> Афонасин Ритмические феномены весьма распространены: они, по словам Аристида Квинтилиана (О музыке 1.13), «встречаются в неподвижных телах, когда мы говорим, что статуя отличается хорошим ритмом, или в движущихся телах, когда мы видим, что человек идет в хорошем ритме… в целом же ритм воспринимается тремя органами чувств: зрение воспринимает танец, слух – мелодию, а осязание – движение артерии». <...> В трактате Элементы ритмики перипатетик Аристоксен (IV в. до н.э.) строит общую теорию ритма, рассматривая ритм как феномен, независимый от метра и музыкального интервала. <...> Действительно, если эти последние структурируют стих и мелодию и внутренне им присущи, то ритм подвижен и текуч, как время, и не содержится в стихе или музыке: для того чтобы исполнить поэму или музыкальное произведение, особенно если это исполнение включает в себя телесное движение, танец, необходимо прибегнуть к более эмпирической технике, которую Аристоксен называет ритмообразованием (rhythmopoiia). <...> В статье предлагается перевод Элементов ритмики на русский язык, в комментариях к тексту античная теория ритма сопоставляется с современными наблюдениями в области психологии восприятия времени и структурированных пространственных и временных образцов. <...> Ключевые слова: античная музыка, временная протяженность, ритмические образцы, композиция, стопа, античная медицина, Герофил, гармоничный пульс I «Солнце по [своей?] природе шириной в человеческую ступню, не преступая по ширине собственные [пределы]. <...> Открытие папируса доказало, что два различных фрагмента Гераклита – 57 Marc. <...> представляют собой одно высказывание. г Афонасин Е.В., 2015 100 Е.В. Афонасин ний, отметим лишь, что стопа в данном и аналогичных случаях с древнейших времен служит в качестве средства измерения относительных размеров. <...> Афиней (Пирующие софисты, 8b–c) цитирует комедиографа Евбула <...>