Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Философия образования  / №1 2015

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ (330,00 руб.)

0   0
Первый авторОлейникова
АвторыСапрыгин Б.В.
Страниц10
ID357107
АннотацияНачавшийся ХХI в. ставит проблему формирования личности, способной дать адекватный ответ вызовам современности. Гуманистические идеи экзистенциализма, проникая в педагогику, способны оказать методологическую помощь в решении этой задачи. Экзистенциальная философия актуальна во все времена по причине несовершенства мира и человеческих отношений и, следовательно, она должна оказывать определенное влияние на развитие педагогической мысли, пусть и не имея непосредственного выхода в систему образования. Из экзистенциалистов наиболее полно разрабатывал проблемы философии образования О. Ф. Больнов, считая при этом, что традиционный экзистенциализм необходимо модернизировать, поскольку «он, хотя и выражает проблемы нашего времени, но именно поэтому не содержит даже намека на направление осмысленного поиска их решения». Поэтому Больнов пытается придать ему новые формы, соединив с педагогическими проблемами, которые всегда актуальны. В книге «Экзистенциальная философия и педагогика» О. Ф. Больнов представляет педагогику как прикладную философскую дисциплину, в центре аналитического внимания которой проблема воспитания человека, открытого миру при неустойчивых формах его бытия. Исследуя разнообразие «неустойчивых форм» человеческого бытия, он описывает особенность этого существования в экзистенциальных категориях: кризис, увещевание, встреча и т. п. и создает концепцию «функционального воспитания». По его убеждению, любая информация и любое воздействие, предметное окружение или социокультурная среда всегда содержат в себе воспитательную функцию. Экзистенциальную педагогику О. Ф. Больнов называл педагогикой «непостоянных форм», поскольку непостоянны, изменчивы во времени педагогические ситуации и сам воспитанник, а следовательно, не представляется возможным технологизировать процесс воспитания, выработать раз и навсегда заведенный алгоритм. Исходя из того что экзистенциально-философский анализ должен стать методологией гуманистической педагогики, Больнов, однако, полагает, что успех возможен лишь в том случае, если осуществится специфическое «преодоление» экзистенциальной философии. Под «преодолением» им понимается то, что педагогике необходимо придать оптимистический вектор. Изучение основ немецкой философии образования представляется плодотворным и важным, поскольку осуществляемые в этой области исследования показали значимость понимания многообразия межличностных эмоционально окрашенных настроений и отношений, позволяющих педагогу осознавать всю непостижимость экзистенции и, следовательно, формировать бережное отношение к духовному миру воспитанника, установку на понимание его глубины и богатства.
УДК13 + 37.0
Олейникова, О.Д. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ / О.Д. Олейникова, Б.В. Сапрыгин // Философия образования .— 2015 .— №1 .— С. 51-60 .— URL: https://rucont.ru/efd/357107 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Wagner T., Imanel-Noy D. Are they genuinely novice teachers? <...> Motivations and selfefficacy of those who choose teaching as a second career. – Australian Journal of Teacher Education. – Vol. 39. – Issue 7. – 2014. – P. 31–57. <...> Zhigunova M. A., Danchenko E. M. The population of Siberia: the relations between nationalities, education and cultural identity: a collection of scientific papers. – The Russian branch of the Rosa Luxembourg Foundation, Public movement «Education for all», Omsk regional charitable Foundation for the revival of folk culture «Our Motherland is Siberia». – Editorial Board: M. A. Zhigunova, E. M. Danchenko (resp. editors), etc. – Omsk, 2011. – 347 p. <...> Сапрыгин (Новосибирск) Начавшийся ХХI в. ставит проблему формирования личности, способной дать адекватный ответ вызовам современности. <...> Экзистенциальная философия актуальна во все времена по причине несовершенства мира и человеческих отношений и, следовательно, она должна оказывать определенное влияние на развитие педагогической мысли, пусть и не имея непосредственного выхода в систему образования. © Олейникова О. <...> Е-mail: saprygin2007@yandex.ru Oleinikova Olga Dmitrievna – Candidate of Philosophical Sciences, Professor of the Department of Philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University. <...> Saprygin Boris Vladimirovich – Candidate of Philosophical Sciences, Docent of the Chair of the Theory of Language and Intercultural Communication, Novosibirsk State Pedagogical University. 49 О. <...> Wagner T., Imanel-Noy D. Are they genuinely novice teachers? <...> Motivations and selfefficacy of those who choose teaching as a second career. – Australian Journal of Teacher Education. – Vol. 39. – Issue 7. – 2014. – P. 31–57. <...> Zhigunova M. A., Danchenko E. M. The population of Siberia: the relations between nationalities, education and cultural identity: a collection of scientific papers. – The Russian branch of the Rosa Luxembourg Foundation, Public movement «Education for all», Omsk regional charitable Foundation for the revival of folk culture «Our Motherland is Siberia». – Editorial Board: M. A. Zhigunova, E. M. Danchenko (resp. editors), etc. – Omsk, 2011. – 347 p. <...> Экзистенциальная философия актуальна во все времена по причине несовершенства <...>