Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Гуманитарные науки в Сибири  / №2 2015

ЕЩЕ РАЗ О СКИФСКОМ АРЕСЕ (330,00 руб.)

0   0
Первый авторПЛОТНИКОВ
Страниц6
ID356063
АннотацияСтатья посвящена реконструкции фрагмента скифского эпоса на основе известного рассказа Геродота о божестве войны, почитаемом в виде древнего железного меча, который водружался поверх холма из хвороста (Herod., IV, 62). По мнению автора, применение для возведения святилища столь необычного материала может быть оправдано только исключительно важным функциональным требованием – в ходе обряда жертвенник должен был сгорать. Выдвигается гипотеза, что культ скифского божества – покровителя воинов имеет исток в почитании индоиранского бога грозы, в ритуале которого бронзовый клинок возносился к небу в пламени огромного костра. В таком случае почитаемый протоскифами громовержец позднебронзовой эпохи предстает в качестве умирающего (исчезающего) и воскресающего (возвращающегося) бога.
УДК904
ПЛОТНИКОВ, Ю.А. ЕЩЕ РАЗ О СКИФСКОМ АРЕСЕ / Ю.А. ПЛОТНИКОВ // Гуманитарные науки в Сибири .— 2015 .— №2 .— С. 64-69 .— URL: https://rucont.ru/efd/356063 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Исследования хронологии культуры кофун и классификация // Археологический журнал. <...> Статья принята редакцией 20.03.2015 УДК 904 Ю.А. ПЛОТНИКОВ ЕЩЕ РАЗ О СКИФСКОМ АРЕСЕ Юрий Анатольевич Плотников, ведущий специалист, Институт археологии и этнографии СО РАН 630090, Новосибирск, просп. <...> Лаврентьева, 17 e-mail: kimak1960@mail.ru Статья посвящена реконструкции фрагмента скифского эпоса на основе известного рассказа Геродота о божестве войны, почитаемом в виде древнего железного меча, который водружался поверх холма из хвороста (Herod., IV, 62). <...> По мнению автора, применение для возведения святилища столь необычного материала может быть оправдано только исключительно важным функциональным требованием – в ходе обряда жертвенник должен был сгорать. <...> Выдвигается гипотеза, что культ скифского божествапокровителя воинов имеет исток в почитании индоиранского бога грозы, в ритуале которого бронзовый клинок возносился к небу в пламени огромного костра. <...> В таком случае почитаемый протоскифами громовержец позднебронзовой эпохи предстает в качестве умирающего (исчезающего) и воскресающего (возвращающегося) бога. <...> Ключевые слова: Геродот, скифский Арес, акинак, бог грозы, нартовский эпос, Батрадз, Индра, Веретрагна, умирающий и воскресающий бог, скифский эпос. <...> Plotnikov, Leading Specialist, Institute of Archaeology and Ethnography of SB RAS 17 Akademician Lavrentiev Av., Novosibirsk, 630090 e-mail: kimak1960@mail.ru The task of reconstructing some Scythian epic storylines is diffi cult but not hopeless. <...> As an object for reconstruction the author has selected a famous story by Herodotus about Scythian Ares honored as an ancient iron sword put on the top of the pile of brushwood (Herodotus, IV, 62). <...> The Ossetian Tales of the Nart Batradz, who was considered inseparable from his sword, demonstrate the utmost similarity with the Herodotus story. <...> In this case, the thunder-bearer of Late Bronze Age, honored by the Scythians ancestors, appears as <...>