№ 1 К.С. Романов ПЕРЕМЕНА ПЕРСПЕКТИВЫ: “БЛАГОРОДНЫЙ ДИКАРЬ”, КОЛОНИЗАЦИЯ И ПОСТКОЛОНИАЛИЗМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ КЕНТА МОНКМАНА В статье анализируются основные темы и некоторые ключевые работы современного канадского художника Кента Монкмана. <...> Художник, происходящий из североамериканского племени кри, ставит своей задачей перемену перспективы восприятия истории европейской колонизации континента, а также разрушения образа “благородного дикаря” как архетипа любого индейца. <...> Творчество Кента Монкмана лежит в русле идеологии постколониализма, современной тенденции в культуре и общественной жизни Канады. <...> The article focuses on major themes of some of Kent Monkman’s paintings. <...> A contemporary Canadian artist of Cree origin tries to form a different perspective on colonialism and North American history. <...> Kent Monkman’s works are analyzed as an example of the Canadian contemporary postcolonial cultural discourse. <...> Рубеж третьего тысячелетия в мировой культуре отмечен рядом важных, порой противоречивых тенденций. <...> На фоне стремительно набирающей обороты глобализации, виртуализации культуры и сужения ее вариативности до “глобальной деревни” все более отчетливо видно возрождение и даже расцвет многих локальных культур, совсем недавно еще стоявших на пороге вымирания. <...> В ряде развитых стран, сформированных на основе бывших колоний, в настоящее время наблюдаются схоРоманов Константин Сергеевич — канд. культурологии, преподаватель кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: kromanov@ rocketmail.com 64 жие процессы: коренные народы, долгое время испытывавшие культурное давление колонистов, начинают возрождаться и искать (а часто и заново создавать) свою самобытность. <...> Тенденции укрепления этнических культур в западной науке принято обобщать термином “постколониализм”, в наши дни становящимся одним из основных объектов гуманитарных исследований. <...> Среди современных канадских художников критики выделяют Кента Монкмана именно как апологета <...>