Матюшкина УРОВНИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ЗАДАНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ГЛУБИНЫ МЫШЛЕНИЯ В статье представлено эмпирическое исследование глубины мышления как характеристики, отражающей процесс понимания творческой проблемы; объект — решение проблемных заданий художественного содержания, актуализирующих продуктивное мышление; цель — выявление уровней решения проблемного задания в соотнесении с его успешностью. <...> Теоретическую основу составили идеи гештальтпсихологии и теории проблемных ситуаций о понимании продуктивного мышления и оценке его успешности. <...> В исследовании показано, что глубина мышления отражается как уровни понимания смысла художественных произведений — от непонимания до четкого и ясного понимания смысла в соответствии с авторским замыслом, которые выступают основанием для оценки успешности решения проблемных заданий. <...> Со стороны объекта глубина решения определяется жанром произведения: наибольшей глубины анализа требует драматический жанр. <...> Обнаружена положительная корреляция успешности выполнения двух типов заданий художественного содержания (понимание смысла фильма и рассказа по фрагментам) в отношении драматического и комедийного содержания, отрицательная корреляция характеризует успешность решения заданий эмоционально противоположных жанров — комического и драматического. <...> Ключевые слова: глубина мышления, проблемная ситуация, продуктивное мышление, понимание смысла, уровни решения. <...> Успешность решения проблемных заданий и процессы понимания Вопрос оценки успешности решения проблемных заданий неоднозначен в психологии, так как затрагивает фундаментальные проблемы продуктивности мышления. <...> Если в отношении репродуктивных форм успешность решения может быть оценена по оконМатюшкина Анна Алексеевна — канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. <...> Результат решения является окончанием мыслительного процесса <...>