Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.  / №3 2015

Самонаблюдение как метод психологии (60,00 руб.)

0   0
Первый авторЯновский
Страниц19
ID354514
АннотацияВ статье выдвигается идея о том, что причиной отсутствия единства психологической науки является отказ от естественного метода психологии — самонаблюдения. Утверждается, что самоочевидность внутреннего опыта у Р. Декарта есть следствие совпадения в самонаблюдении гносеологии и онтологии, акта знания и акта бытия. Выявлен органичный, неискажающий характер интроспекции при понимании психики как управляемой механизмом апперцепции (что реализует понимание психики как определенным образом организованной внутренней работы, т.е. психический детерминизм). Механизм апперцепции означает наличие в психике исходной неоднородности, множественности, квазиполисубъектности. В связи с этим проблема эффективного самонаблюдения рассматривается как проблема эффективной коммуникации разномерных, разнокоординатных сфер психического аппарата человека, адекватных внутренних трансляций опыта и адекватных внутренних переводов.
Яновский, М.И. Самонаблюдение как метод психологии / М.И. Яновский // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. .— 2015 .— №3 .— С. 3-21 .— URL: https://rucont.ru/efd/354514 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Яновский САМОНАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИИ В статье выдвигается идея о том, что причиной отсутствия единства психологической науки является отказ от естественного метода психологиисамонаблюдения. <...> есть следствие совпадения в самонаблюдении гносеологии и онтологии, акта знания и акта бытия. <...> Выявлен органичный, неискажающий характер интроспекции при понимании психики как управляемой механизмом апперцепции (что реализует понимание психики как определенным образом организованной внутренней работы, т.е. психический детерминизм). <...> Механизм апперцепции означает наличие в психике исходной неоднородности, множественности, квазиполисубъектности. <...> В связи с этим проблема эффективного самонаблюдения рассматривается как проблема эффективной коммуникации разномерных, разнокоординатных сфер психического аппарата человека, адекватных внутренних трансляций опыта и адекватных внутренних переводов. <...> 182), — психология потеряла свой естественный критерий достоверности, что стало приводить к неожиданным флуктуациям и превращениям ее предмета (при, казалось бы, очевидной истине, что предмет психологии — психика), а также к размыванию границы между научным и ненаучным знанием в ней. <...> Более того, все методы психологии имеют отношение к психологии постольку, поскольку опираются на интроспекцию или ее элементы в той или иной форме (Карицкий, 2005). <...> На наш взгляд, это тот случай, когда есть два термина, «исходно являющиеся синонимами, но при долгом использовании формирующие иллюзию, что за ними стоят разные понятия»; при этом «всегда находятся специалисты, старающиеся их различить» (Карицкий, 2010, с. <...> Самонаблюдение как самоочевидное знание Вероятно, историю метода самонаблюдения в европейской психологии следует начинать с Р. Декарта <...> Согласно Декарту, существование души подтверждается для нас в акте самонаблюдения без всяких логических 4 умозаключений — как очевидность. <...> Это позволяет Декарту разделить <...>