Яновский САМОНАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИИ В статье выдвигается идея о том, что причиной отсутствия единства психологической науки является отказ от естественного метода психологии — самонаблюдения. <...> есть следствие совпадения в самонаблюдении гносеологии и онтологии, акта знания и акта бытия. <...> Выявлен органичный, неискажающий характер интроспекции при понимании психики как управляемой механизмом апперцепции (что реализует понимание психики как определенным образом организованной внутренней работы, т.е. психический детерминизм). <...> Механизм апперцепции означает наличие в психике исходной неоднородности, множественности, квазиполисубъектности. <...> В связи с этим проблема эффективного самонаблюдения рассматривается как проблема эффективной коммуникации разномерных, разнокоординатных сфер психического аппарата человека, адекватных внутренних трансляций опыта и адекватных внутренних переводов. <...> 182), — психология потеряла свой естественный критерий достоверности, что стало приводить к неожиданным флуктуациям и превращениям ее предмета (при, казалось бы, очевидной истине, что предмет психологии — психика), а также к размыванию границы между научным и ненаучным знанием в ней. <...> Более того, все методы психологии имеют отношение к психологии постольку, поскольку опираются на интроспекцию или ее элементы в той или иной форме (Карицкий, 2005). <...> На наш взгляд, это тот случай, когда есть два термина, «исходно являющиеся синонимами, но при долгом использовании формирующие иллюзию, что за ними стоят разные понятия»; при этом «всегда находятся специалисты, старающиеся их различить» (Карицкий, 2010, с. <...> Самонаблюдение как самоочевидное знание Вероятно, историю метода самонаблюдения в европейской психологии следует начинать с Р. Декарта <...> Согласно Декарту, существование души подтверждается для нас в акте самонаблюдения без всяких логических 4 умозаключений — как очевидность. <...> Это позволяет Декарту разделить <...>