Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика  / №2 2015

МОТИВЫ АРХАИЧЕСКОЙ СКАЗКИ И НЕОПЛАТОНИЧЕСКАЯ МИФОЛОГЕМА В «ЗОЛОТОМ ГОРШКЕ» Э.Т.А. ГОФМАНА (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКотариди
Страниц10
ID354237
АннотацияВ статье рассматриваются структурные особенности романтической новеллы Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок», напрямую восходящие к моделям архаической сказки и неоплатонизма. Архетипическая основа сюжета и неоплатоническая парадигма выступают в новелле в синкретическом единстве и обеспечивают повествованию универсальность и многозначность.
Котариди, Ю.Г. МОТИВЫ АРХАИЧЕСКОЙ СКАЗКИ И НЕОПЛАТОНИЧЕСКАЯ МИФОЛОГЕМА В «ЗОЛОТОМ ГОРШКЕ» Э.Т.А. ГОФМАНА / Ю.Г. Котариди // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика .— 2015 .— №2 .— С. 133-142 .— URL: https://rucont.ru/efd/354237 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 2 Ю.Г. Котариди, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: а-a-s@yandeх.ru МОТИВЫ АРХАИЧЕСКОЙ СКАЗКИ И НЕОПЛАТОНИЧЕСКАЯ МИФОЛОГЕМА В «ЗОЛОТОМ ГОРШКЕ» Э. <...> Т.А. ГОФМАНА В статье рассматриваются структурные особенности романтической новеллы Э. <...> Т.А. Гофмана «Золотой горшок», напрямую восходящие к моделям архаической сказки и неоплатонизма. <...> Архетипическая основа сюжета и неоплатоническая парадигма выступают в новелле в синкретическом единстве и обеспечивают повествованию универсальность и многозначность. <...> The article considers the structural characteristics of Romantic short story by E.T.A. <...> Как и идеалистическая философия Фихте и Шеллинга, философия неоплатоников противостоит всему тому, что так возмущало романтиков в эпохе Просвещения, становится своего рода «оружием» в полемике с декартовским рационализмом: «В основе мифологического сознания романтиков, — отмечает Е.Н. Корнилова, — лежат два важнейших постулата, один из которых имеет явно философское происхождение, другой — теснейшим образом связан с поэтикой фольклора, конкретнее, сказки. <...> Вслед за Новалисом, который активно использует в своем творчестве философские мифологемы античности, неоплатоническую идею с новой силой озвучит и Э. <...> Стремление к созданию собственной мифопоэтической модели обуславливает не только использование философских мифологем, но и обращение Гофмана к фольклорным истокам. <...> Так, в знаменитом «Золотом горшке» отпадение от божества и постепенное угасание Единого коррелируется с сюжетом архаической сказки о потерянных женах, который повторяется в новелле трижды с разными вариациями. <...> «Золотой горшок» Первая его вариация — любовь Фосфора и Лилии — во многом воспроизводит мотив брака с тотемной женой, который в фольклорной сказке отражает «нормально-экзогамные» браки: «Я хочу быть твоим, о прекрасная лилия; но тогда ты должна как неблагодарное <...>