Науменко (кафедра педагогики ФГБОУ ВПО “Волгоградская государственная академия физической культуры”; еmail: naymenko.yv@yandex.ru) В статье представлены основные идеи социокультурного подхо да к определению сущности феноменов “здоровье” и “здоровый об разжизни”, а также базовая терминология, которая описывает эти социокультурные явления в понятных и доступных дефинициях как для теоретиков, так и для педагоговпрактиков и для методистов, про ектирующих образовательные технологии. <...> Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, становление здо рового образа жизни, внутренняя картина здоровья, жизнеспособность, здоровьесберегающие технологии в образовании, здоровьесберегающее об разование, здоровьеформирующее образование. <...> “Здоровье” (с общефилософских методологических позиций) как культурообразующий символ представляет собой образ че ловека (идеал), соответствующий определенной системе эти кофилософских воззрений на мир в целом и на место (пред 52 назначение) человека в этом мире, характерной для конкретной социальнокультурной общности. <...> Соответственно “здоровый образ жизни” (с общефилософских методологических позиций) как культурообразующий символ, про изводный от символа “здоровье”, задает благополучный для данной конкретной социальнокультурной общности образжиз недеятельности отдельного конкретного человека (в доступных и понятных ему дефинициях). <...> Социокультурный символ “нездоровье” (с общефилософских методологических позиций) описывает образчеловека, который сознательно или бессознательно не принимает системы ценнос тей (полностью или частично) конкретной социальнокультур ной общности и поэтому не может быть в ней успешным. <...> Таким образом, система взаимозависимых культурообразу ющих символов “здоровье—здоровый образ—нездоровье” сохраня ет целостность культуры с помощью ее воспроизведения в каждом отдельном человеке. <...> В отличие <...>