№ 4 А.А. Багдасарян (аспирантка кафедры этнологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВЕТСКОМ КАВКАЗОВЕДЕНИИ (на примере Армении и Нагорного Карабаха) Статья посвящена анализу основных подходов к исследованиям религии в советском кавказоведении, а также ключевых понятий, которыми руководствовались исследователи. <...> * * * Изучение к религии в виде традиционных верований и культов, «пережитков» древних, дохристианских или доисламских, преставлений был характерной чертой советского кавказоведения и занимало главенствующее положение в исследованиях духовной культуры народов Кавказа1. <...> Классики отечественной этнографии «привили» своим преемникам интерес именно к традиционным верованиям — следам тотемизма, шаманизма, веры в духов, почитания природных сил, святилищ и т.п. <...> По замечанию М.М. Шахнович, «влияние вульгарно-социологических воззрений в общественных науках сильно сказалось на религиоведческих исследованиях, прежде всего, двадцатых-тридцатых годов. <...> В большинстве исследований, изданных в СССР, господствовала точка зрения, что религия в обществе зависит от интересов определенных социальных групп и классов и связана с их политической и идейной борьбой»3. <...> Эта особенность отразилась и в работах по кавказоведению, авторы которых связывали утверждение христианства или ислама с интересами феодальной верхушки и, впоследствии, духовенства4. <...> Согласно определению В.Р. Кабо, предметом именно этнографического религиоведения должны быть ранние формы религии и религии доклассовых обществ, религию же классовых обществ «оно изучает как часть народной культуры, его интересуют, в частности, традиционные, восходящие к ранним этапам общественного развития верования и культы»6. <...> Кампании по антирелигиозной пропаганде, в особенности в довоенный период, стали стимулом для масштабных религиоведческих исследований на обширном полевом материале <...>