Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №2 2015

О ПРИМЕНИМОСТИ ПОНЯТИЯ ИСТИНЫ К ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ФАКТАМ (60,00 руб.)

0   0
Первый авторРазин
Страниц17
ID353242
АннотацияВ статье рассматривается возможность применения критерия истины к нормативным системам, показывается, что положительное решение этого вопроса является важной стороной разработки проблемы обоснования морали. При этом используются введенные Дж. Сёрлем понятия «нормативный факт» и «разрыв». Автор показывает, что должное может быть выведено из сущего, рассматривает мораль в свете исторических этапов ее развития.
Разин, А.В. О ПРИМЕНИМОСТИ ПОНЯТИЯ ИСТИНЫ К ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ФАКТАМ / А.В. Разин // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2015 .— №2 .— С. 74-90 .— URL: https://rucont.ru/efd/353242 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Разин* О ПРИМЕНИМОСТИ ПОНЯТИЯ ИСТИНЫ К ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ФАКТАМ В статье рассматривается возможность применения критерия истины к нормативным системам, показывается, что положительное решение этого вопроса является важной стороной разработки проблемы обоснования морали. <...> Автор показывает, что должное может быть выведено из сущего, рассматривает мораль в свете исторических этапов ее развития. <...> Searl’s concepts of “normative fact” and “gap”, the author shows how the moral duty can be induced from a factual reality, considers morals in the light of historical stages of its development. <...> В позитивистской философии, связанных с логическим позитивизмом этических учениях, формальной логике существует влиятельная традиция, выводящая высказывания нормативного типа за пределы понятия истины. <...> Она прежде всего связана с различением суждений дескриптивного и прескриптивного типа. <...> Соответственно, понятие истины оказывается к ним неприменимо, поскольку с позиции позитивистской философии они оказываются произвольными, в них нет соответствия знания действительности. <...> Он пишет: «…некогнитивистская позиция основана преимущественно на двух доводах: во-первых, на том, что диспуты о первопринципе морали обычно не опираются на аргументы, и, во вторых, на том, что все попытки объяснить, что могло бы означать истину для нормативных суждений, независимо от того, развиваются ли эти попытки в рамках интуитивистского подхода, или основываются на классической идее природного закона (что я не буду здесь обсуждать), или базируются на этике материальных ценностей в духе Шелера и Гартмана, потерпели провал. <...> Первый аргумент теряет свою силу в том случае, если мы можем указать такой принцип, который делает моральную аргументацию возможной в принципе. <...> Второй аргумент отпадает, если мы откажемся от посылки, что нормативные суждения до той степени, до которой они вообще связаны с ценностными заявлениями, могут быть значимы или не значимы только в смысле пропозиционной истины» [J. <...> Принципиальная <...>