Салин* АНАЛИЗ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТСКИХ ОСНОВАНИЙ КОНЦЕПТА ЖИЗНЕННОГО МИРА Ю. <...> ХАБЕРМАСА Юрген Хабермас создает свой концепт жизненного мира с целью нетрансценденталистского обоснования интерсубъективности смысла. <...> В статье при позитивном отношении к этому проекту в целом данный концепт исследуется критически с целью обнаружения в нем трансценденталистских предпосылок, которых сам Ю. <...> Кроме того, предлагается возможный способ детрансцендентализации хабермасовского концепта жизненного мира средствами акторно-сетевой теории. <...> Ключевые слова: жизненный мир, коммуникативная рациональность, постметафизическое мышление, исследования науки и техники, акторносетевая теория. <...> Jьrgen Habermas creates his concept of life world for the purpose of nontranscendentalist substantiation for intersubjectivity of sense. <...> The author critically examines this concept to reveal its transcendentalist premises which Jьrgen Habermas himself would strive to avoid. <...> These implications are found out in the distinction drawn by Habermas between speech acts and teleological actions. <...> Задача обоснования интерсубъективности смысла и концепция Ю. <...> Феноменолого-герменевтическая традиция, продолжателем которой во многом является Хабермас, предполагала возможность существования некоторых интерсубъективных смыслов, но постоянно вводила некоторый трансценден* Салин Алексей Сергеевич — аспирант кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> Таким трансцендентальным топосом был гуссерлевский жизненный мир [см. <...> Гуссерль, 2013] (от которого, как мы увидим далее, хабермасовский жизненный мир радикально отличается), хайдеггеровский просвет бытия [см. <...> Каждый представитель данной традиции пытался сделать свой трансцендентализм более мягким, укоренив этот трансцендентальный топос интерсубъективности смысла в посюстороннем мире. <...> Так, Хайдеггер, вводя свой концепт просвета бытия, стремился преодолеть оторванность трансцендентальной интерсубъективности Гуссерля от мира, который эта интерсубъективность конституировала как свой продукт. <...> Таким образом, феноменолого-герменевтическая <...>