Лысенко, А.Б. Куликов*, М.И. Онищенко*, А.Л. Максимов, Э.В. Рахманов, Э.А. Караханов (кафедра химии нефти и органического катализа Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; e-mail: evrakhmanov@rambler.ru) Исследовано поведение Pt-содержащих катализаторов на основе мезопористого аморфного алюмосиликата в процессе гидроконверсии С19–С38 н-парафинов в целях получения дизельных и керосиновых фракций с улучшенными низкотемпературными свойствами. <...> Для этих систем характерны высокая эффективность и селективность в процессе получения дизельных и керосиновых фракций. <...> Удалось достичь 91%-й конверсии сырья с 76%-м выходом жидких углеводородов (320°С, объемная скорость подачи сырья 0,5 ч–1, мольное соотношение водород:сырье = 600:1, давление 50 атм. <...> Температура начала кристаллизации выделенной керосиновой фракции < –50°С, а предельная температура фильтруемости дизельной фракции составляет –34°С. <...> Кроме того, тяжелый состав добываемой в настоящее время нефти обусловливает необходимость привлечения новых способов ее переработки [2, 3]. <...> В этой связи актуальной становится задача вовлечения в переработку альтернативных источников сырья. <...> Такими источниками могут быть целлюлоза [4], непищевые растительные масла [5–7], животные жиры [8], а также продукты конверсии синтез-газа [9, 10]. <...> Во всех случаях их переработка позволяет получать различные углеводороды (УВ), чаще всего – длинноцепочечные алканы, которые затем можно использовать для получения компонентов моторных топлив. <...> Однако их применение несколько ограничено ввиду того, что как при гидродеокисигенации растительных масел и животных жиров, так и при превращении синтезгаза в углеводороды образуются преимущественно н-парафины, низкотемпературные свойства которых не позволяют использовать их как топливные компоненты в условиях холодного климата. <...> Таким образом, возникает необходимость дополнительной переработки таких н-алканов в изо-алканы путем их гидроконверсии <...>