Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Религиоведение. Методические указания к семинарским занятиям (110,00 руб.)

0   0
Первый авторРахимова Майя Вильевна
ИздательствоРИО СурГПИ
Страниц60
ID353091
АннотацияМетодические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Религиоведение» направлены на организацию самостоятельной работы студентов и призваны оказать помощь в освоении религиоведческих компетенций. Целью данных методических указаний является организация самостоятельной научно-исследовательской, практико-ориентированной, творческой работы студента по наиболее важным темам религиоведения.
Рахимова, М.В. Религиоведение. Методические указания к семинарским занятиям / М.В. Рахимова .— Сургут : РИО СурГПИ, 2012 .— 60 с. — URL: https://rucont.ru/efd/353091 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОлОДЕжНОй ПОлИТИкИ ХАНТЫ-МАНСИйСкОГО АВТОНОМНОГО ОкРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСкИй ГОСУДАРСТВЕННЫй ПЕДАГОГИЧЕСкИй УНИВЕРСИТЕТ» кафедра философии и социологии РЕлИГИОВЕДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСкИЕ УкАЗАНИЯ к СЕМИНАРСкИМ ЗАНЯТИЯМ Специальность 071401.65 Социально-культурная деятельность Сургут 2012 УДК ББК Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Методические указания к семинарским занятиям утверждены на заседании кафедры философии и социологии 31 мая 2011 года, протокол №10 Рецензент: преподаватель кафедры философии и социологии В.И. Миллер Специальность 071401.65 Социально-культурная деятельность / сост. <...> Методические указания к семинарским занятиям направлены на организацию самостоятельной работы студентов и призваны оказать помощь в освоении религиоведческих компетенций УДк ББк © Сургутский государственный педагогический университет, 2012 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. <...> Успех в достижении целей обучения религиоведению будущего специалиста в области социально-культурной деятельности во многом может быть обеспечен грамотной организацией самостоятельной работы студента, включающей в себя семинарские занятия. <...> 3 Связь дисциплины религиоведения с философией настроена на формирование личности студента, ориентированной на толерантное отношение к носителям разных религиозных культур, на независимое (критическое) осмысление артефактов религиозной культуры, на самостоятельное определение себя в обществе и культуре. <...> Цель курса – формирование целостного представления о современной религиоведческой науке в ее основных методологических и социокультурных аспектах. <...> Задачи курса: • формировать представление о ранних, родоплеменных, национальных, мировых и современных религиях; • анализировать основные подходы к изучению предмета религиоведения; • изучать базовые принципы, функции и структуру <...>
Религиоведение._Методические_указания_к_семинарским_занятиям.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОлОДЕжНОй ПОлИТИкИ ХАНТЫ-МАНСИйСкОГО АВТОНОМНОГО ОкРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСкИй ГОСУДАРСТВЕННЫй ПЕДАГОГИЧЕСкИй УНИВЕРСИТЕТ» кафедра философии и социологии РЕлИГИОВЕДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСкИЕ УкАЗАНИЯ к СЕМИНАРСкИМ ЗАНЯТИЯМ Специальность 071401.65 Социально-культурная деятельность Сургут 2012
Стр.1
УДК ББК Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Методические указания к семинарским занятиям утверждены на заседании кафедры философии и социологии 31 мая 2011 года, протокол №10 Рецензент: преподаватель кафедры философии и социологии В.И. Миллер Специальность 071401.65 Социально-культурная деятельность / сост. М.В. Рахимова. – Сургут : РИО СурГПУ, 2012. – 59 с. Религиоведение : методические указания к семинарским занятиям. Методические указания к семинарским занятиям направлены на организацию самостоятельной работы студентов и призваны оказать помощь в освоении религиоведческих компетенций УДк ББк © Сургутский государственный педагогический университет, 2012
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Религия – важный компонент общественной жизни. Исследование религии как сложного и неоднозначного феномена, понимание места и роли ее в современном обществе дает личности возможность сознательно определять свою мировоззренческую позицию. Вопросы о соотношении знания и веры, науки и религии неизбежно встают перед человеком, особенно молодым, так как связаны с формированием его идеалов, ценностей, жизненных ориентаций. Изучение религии особенно актуально в наше время, в нашей стране, поскольку после крушения старых идеалов, наблюдается некоторый религиозный вакуум, когда новые идеалы миропонимания только формируются и заполнить образовавшуюся пустоту практически нечем. Еще не так давно шла борьба с религией, а ныне звучат призывы к ее возрождению в качестве основы культуры и даже государственной идеологии. В подобной ситуации необходимо обладать определенными знаниями в области религии, и религиоведение как научная дисциплина немало содействует достижению нужного результата. Религиоведение как научная дисциплина включает в себя исследование сущности религии, ее структуры и функций, типов и форм, места религии в культуре и обществе. Успех в достижении целей обучения религиоведению будущего специалиста в области социально-культурной деятельности во многом может быть обеспечен грамотной организацией самостоятельной работы студента, включающей в себя семинарские занятия. Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Религиоведение» предназначены для студентов факультета социально-культурных коммуникаций специальности 071401.65 Социально-культурная деятельность. Студентам данной специальности необходимо знать основные научные характеристики разных религиозных течений, поскольку в своей будущей профессиональной деятельности они могут быть включены в активную коммуникативную практику (при организации праздников, национальных мероприятий для носителей разных религиозных традиций). Дисциплина «Религиоведение» изучается на I курсе в течение одного семестра. Освоение курса идет параллельно с курсом философии, что позволяет формировать не только фундаментальные знания о мире, субъект-объектной реальности и проблемах личности, но и выстраивать целостное представление о месте и роли религии в сложном поликультурном мире. 3
Стр.3
Связь дисциплины религиоведения с философией настроена на формирование личности студента, ориентированной на толерантное отношение к носителям разных религиозных культур, на независимое (критическое) осмысление артефактов религиозной культуры, на самостоятельное определение себя в обществе и культуре. В результате освоения курса религиоведения студенты приобретают умение работать в поликультурном пространстве, а также социокультурные, коммуникативные, методологические компетенции. Цель курса – формирование целостного представления о современной религиоведческой науке в ее основных методологических и социокультурных аспектах. Задачи курса: • формировать представление о ранних, родоплеменных, национальных, мировых и современных религиях; • анализировать основные подходы к изучению предмета религиоведения; • изучать базовые принципы, функции и структуру религиоведения; • исследовать социокультурные факторы, способствовавшие образованию религиозных течений; • анализировать и интерпретировать тексты, посвященные проблемам религии. Ожидаемые результаты: Учитывая специфику компетенций, которые закладываются данной специальностью, по окончании лекционного курса и семинарских занятий студент должен: иметь представление: • об основных функциях, структуре и принципах развития религиоведения как комплексной гуманитарной науки; • об основных концепциях и научных подходах к изучению предмета религиоведения; • о формировании ранних, родоплеменных, национальных, мировых религий; • о современном состоянии религии; знать: лигий; • историю основных национальных, мировых и современных ре• специфику религиозного вероучения и культа; • основные источники вероучения (священные книги) и научные труды, посвященные проблемам религии; • содержание понятия «межконфессиональный диалог»; уметь: • анализировать и интерпретировать тексты, посвященные проблемам религии; 4
Стр.4
• выделять особенности религиозной культовой практики каждой из рассматриваемых религий; • вести диалог на религиозные темы; • использовать знания о культовой специфике разных религий в игровом моделировании, чтобы применять их при постановке мероприятий (профессиональных празднеств, к примеру). Достижение поставленных задач возможно при системном комплексном подходе к обучению, включающему в себя научно-исследовательскую, практико-ориентированную и творческую составляющую деятельностного освоения дисциплины. Формы контроля процесса и результатов усвоения студентами содержания дисциплины определяются в зависимости от методов организации деятельности на семинарском занятии. Контроль выполнения самостоятельной работы студентов проводится при помощи методов фронтального и индивидуального опросов по вопросам темы, в рамках групповых дискуссий, в ходе дидактических игр. Традиционные индивидуально-фронтальные формы работы предполагают итоговый самоконтроль, взаимный контроль студентов и оценку деятельности студентов преподавателем по рейтинговой системе. При организации коллективно-распределенной деятельности студентов в группах более эффективны формы рефлексивной и ретроспективной оценки и контроля. Рефлексивная оценка предполагает обращение к основаниям собственного (группового или индивидуального) решения проблемы, с анализом результатов деятельности. Ретроспективная оценка помогает определить качество взаимодействия в группе при решении поисковой задачи. Такие формы контроля применяются при организации дидактических игр и групповых дискуссий. Одним из условий, обеспечивающих успех семинарских занятий, является совокупность определенных требований к выступлениям студентов. Готовность студента к семинару будет определяться такими критериями оценки, как: • умение грамотно оперировать понятийно-категориальным аппаратом изучаемой темы; • умение четко формулировать проблему, доказательно аргументировать выдвигаемые тезисы; • умение проводить междисциплинарные связи, связывая теоретические положения доклада с современной жизнью; • умение грамотно составить доклад, сообщение и выступать с сообщением; • владение современными информационными (мультимедийными) технологиями при подготовке к выступлению (слайды, презентации, видеоматериалы); 5
Стр.5
• владение навыками самостоятельной работы с основной, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами; • умение вести толерантный диалог на религиозные темы; • умение задавать корректные вопросы по теме семинара, а также отвечать на вопросы сокурсников и преподавателя; • владение навыками инициативной, научной и творчески ориентированной работы в группе; • умение анализировать научные примеры и факты в их взаимообусловленности и взаимосвязи; • умение анализировать и интерпретировать тексты, посвященные проблемам религии; • умение использовать знания о культовой специфике разных религий в игровом моделировании. Целью данных методических указаний является организация самостоятельной научно-исследовательской, практико-ориентированной, творческой работы студента по наиболее важным темам религиоведения. Реализация поставленной цели предусматривает постановку следующих задач: • обеспечение студента необходимой методологической и методической информацией по изучаемому предмету; • ознакомление студента с формами семинарских занятий; • обеспечение студента планами семинарских занятий; • ознакомление студента с основами самостоятельной работы с научной литературой, религиозными текстами, Интернет-источниками; • обеспечение студента примерами хрестоматийного материала по курсу религиоведения; • обучение рациональным приемам подготовки к семинарскому занятию. 6
Стр.6
СОДЕРжАНИЕ Введение ........................................................................................................ 3 Методические указания по подготовке к семинарским занятиям ........... 7 Содержание семинарских занятий I. ТЕОРИЯ РЕлИГИИ Занятие №1 Предмет религиоведения и его структура ............................ 12 Занятие №2 Элементы религии. Социальные функции религии ............. 14 II. ИСТОРИЯ РЕлИГИИ: РАННИЕ, НАцИОНАльНЫЕ, МИРОВЫЕ, СОВРЕМЕННЫЕ РЕлИГИИ Занятие №3 Ранние формы религиозной культуры .................................. 17 Занятие №4 Ранние формы религии: земледельческий культ и шаманизм ....................................................................................................... 19 Занятие №5 Национальные религии Древнего Востока ........................... 21 Занятие №6 Национальные религии Античности ..................................... 24 Занятие №7 Национально-государственные религии Индии и Китая .............................................................................................................. 25 Занятие №8 Национально-государственные религии Израиля, Ирана, Японии .................................................................................................. 28 Занятие №9 Мировые религии: Буддизм .................................................... 30 Занятие №10 Основные течения Буддизма. Развитие Буддизма в России ............................................................................................................. 32 Занятие №11 Мировые религии: Христианство ........................................ 34 Занятие №12 Христианские конфессии в современном обществе .......... 37 Занятие №13 История и специфика исламской культуры ........................ 41 Занятие №14 Ислам: основы вероучения и культа .................................... 43 Занятие №15 Современные религиозные движения ................................. 45 Занятие №16 Социокультурные аспекты межконфессионального диалога .............................................................................................................. 48 Приложение 1 Десять заповедей Иудаизма ................................................ 52 Приложение 2 Джатака о тростинке для питья ......................................... 53 Приложение 3 Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея ..................... 56 Приложение 4 Коран. Сура Аль-Фатиха .................................................... 57 59
Стр.59

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.