Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

КОНЦЕПТ ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРФИЛОСОФИИ (290,00 руб.)

1   0
Первый авторРахимова Майя Вильевна
Издательство[Б.и.]
Страниц220
ID353001
АннотацияВ книге дан многоаспектный анализ концепта популярной культуры в рамках философско-эстетического наследия западной англоязычной научной мысли второй половины XX - начала XXI века. Популярная культура предстает как самостоятельный эстетико-культурный феномен, обладающий собственной концептуализацией, историей становления, семантикой, философско-эстетическим содержанием и функциональной средой. Популярная культура отождествляется в большей связи с традиционной культурой (фольклором), нежели с массовой культурой, высказывается положение об определении концепта популярной культуры как модернизированного варианта традиционной культуры США, в связи с чем, предлагается к рассмотрению термин «популор», объединяющий в себе эстетико-культурные особенности популярной культуры и традиционной культуры (фольклора). Анализ популярной культуры произведен не изолированно, а в сопоставлении с другими формами культуры - массовой, народной, элитарной, а также учитывая эстетико-культурные, исторические, социологические и философские предпосылки формирования феномена. Отдельно автор выделяет, анализирует и сравнивает эстетико-культурные модели англо-американских авторов, включающие в свою структуру форму популярной культуры.
Кому рекомендованоКнига адресована специалистам в области эстетики, культурологии, философии, социологии, студентам гуманитарных вузов и широкому кругу читателей.
ISBN978-5-904336-17-2
Рахимова, М.В. КОНЦЕПТ ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРФИЛОСОФИИ / М.В. Рахимова .— : [Б.и.], 2010 .— 220 с. : ил. — ISBN 978-5-904336-17-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/353001 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Международный издательский центр ЭТНОСОЦИУМ РАХИМОВА МАЙЯ ВИЛЬЕВНА КОНЦЕПТ ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРФИЛОСОФИИ МОНОГРАФИЯ Москва Этносоциум 2010 УДК 008 ББК Ч 70/79 Рецензенты: В. П. Крутоус, доктор философских наук, профессор Т. В. Кузнецова, доктор философских наук, профессор Рахимова М. В., Концепт популярной культуры в современной американской культурфилософии – М. <...> УДК 008 ББК Ч 70/79 Концепт популярной культуры в современной американской культурфилософии ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава I Философско-эстетический анализ основных концепций популярной культуры XX - начала XXI века 6 19 1.1. <...> Эстетико-культурный анализ значений концепта 3 М. В. Рахимова «популярная культура» . <...> Так, к примеру, американский ученый Лоренс Левайн характеризует популярную культуру как «фольклор индустриального общества»1 . <...> Милтон Клонски отождествляет популярную культуру со «сфабрикованным, смоделированным индустриальной системой, феноменом»2 С позиции Рея Брауна популярная культура как эстетический концепт не имеет четких «контуров»3 . пулярную культуру и как «соединение всех элементов жизни, рассмотренных не с узкой точки зрения, а глобально, целиком»4 1 Gullen, J. <...> Browne // Popular Culture Studies Across the Curriculum. <...> Концепт популярной культуры в современной американской культурфилософии Герберт Гэнс теряется в идентификации эстетико-культурных границ концепта, предполагая, с одной стороны, коммерческое, потребительское, а с другой стороны – спонтанное, искреннее начало в эстетике популярной культуры1 . <...> An Analysis and Evaluation of Taste / H. <...> 3 Об этом, в частности, заявляет Колин Маккейб, говоря, что в престижном курсе популярной культуры в Открытом университете как такового определения популярной культуры не существует. <...> Первый определяет популярное искусство как «продукт» общества «слабых и бедных». <...> Исследователи обращают внимание на эстетические и социокультурные процессы, при которых элитарное растворяется в популярном начале <...>
КОНЦЕПТ_ПОПУЛЯРНОЙ_КУЛЬТУРЫ_В_СОВРЕМЕННОЙ_АМЕРИКАНСКОЙ_КУЛЬТУРФИЛОСОФИИ.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Стр.17
Стр.18
КОНЦЕПТ_ПОПУЛЯРНОЙ_КУЛЬТУРЫ_В_СОВРЕМЕННОЙ_АМЕРИКАНСКОЙ_КУЛЬТУРФИЛОСОФИИ.pdf
Международный издательский центр ЭТНОСОЦИУМ РАХИМОВА МАЙЯ ВИЛЬЕВНА КОНЦЕПТ ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРФИЛОСОФИИ МОНОГРАФИЯ Москва Этносоциум 2010
Стр.1
УДК 008 ББК Ч 70/79 Рецензенты: В. П. Крутоус, доктор философских наук, профессор Т. В. Кузнецова, доктор философских наук, профессор Рахимова М. В., Концепт популярной культуры в современной американской культурфилософии – М.: Изд-во «Этносоциум», 2010. – 220 с. ISBN 978-5-904336-17-2 ISBN 978-5-904336-17-2 © М. В. Рахимова, 2010. © Международный издательский центр «Этносоциум», 2010. УДК 008 ББК Ч 70/79
Стр.2
Концепт популярной культуры в современной американской культурфилософии ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава I Философско-эстетический анализ основных концепций популярной культуры XX - начала XXI века 6 19 1.1. Популярная культура как коммерческая культура, формирующая потребительский тип сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 1.2. Популярная культура как массовая культура . . . . . . . . . . . 30 1.2.1. Популярная культура и Поп - культура . . . . . . . . . . 39 1.2.2. Популярная культура и Поп - Арт . . . . . . . . . . . . . 41 1.3. Популярная культура как контркультура . . . . . . . . . . . . . 44 1.4. Популярная культура как популярная Американская культура 50 1.5. Популярная культура как глобальная, интегрирующая все известные культурные, социальные и эстетические уровни, культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 1.5.1. Популярная культура как система художественных форм, которые характеризуются широкой популярностью, связаны с ценностями отдыха и развлечения . . . . . . . . . . . . . . . . 67 Глава II Популярная культура как предмет эстетикоморфологического исследования 73 2.1. Популярная культура: семантический анализ концепта . . . . . 73 2.1.1. Лингвистический разбор терминов «популярный» (popular), «массовый» (mass), «низовой» (low), «народный» (folk). Эстетико-культурный анализ значений концепта 3
Стр.3
М. В. Рахимова «популярная культура» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 2.1.2. Популярная культура и фольклор: корреляция двух понятий. От фольклора к «популору» . . . . . . . . . . . . . . 82 2.2. Популярная культура: структурно-функциональный анализ концепта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 2.2.1. Элитарное - массовое - популярное: эволюция исследовательской мысли от идеи полярности к идее конвергенции в культуре и искусстве . . . . . . . . . . . . . . 91 2.2.1.1. Промежуточные уровни в культуре и искусстве: проблемы теории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100 2.2.2. Эстетико-культурная концепция культуры Герберта Гэнса: критический анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 2.2.3. Популярная культура в моделях культуры Уайта Макдональда, Дэниса Брогана, Эдварда Шилза: дихотомический подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 2.2.4. Структура культуры Лоренса Левайна, Колина Маккейба, Оскара Хендлина и Рея Брауна: слияние элитарной и массовой культуры через концепт популярной культуры . . . . . . . . 125 Глава III Популярная культура как традиционная культура: эстетико-исторические особенности развития феномена 134 3.1. Популярная (традиционная) культура Британии как генотип популярной культуры США: эстетико-исторические реалии . . . .135 3.1.1. Культура Британии XIV - начала XIX веков: формирование культуры «двух наций». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 3.1.2. Особенности влияния «среднего класса» на дихотомию 4
Стр.4
Концепт популярной культуры в современной американской культурфилософии «элитарное - популярное (традиционное)»: социально исторический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 3.1.3. Критика артефактов популярной (традиционной) культуры Британии XIV - начала XIX веков . . . . . . . . . 150 3.1.4. Влияние Реформации на эстетику популярной (традиционной) культуры Англии. «Библейская литература» 159 3.2. Специфика становления популярной культуры в Соединенных Штатах Америки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167 3.2.1. Истоки происхождения и особенности развития национальной культуры США . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 3.2.2. Прагматизм и утилитаризм как национальная философия США. Роль Фронтира в формировании эстетического мировоззрения американца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 3.2.3. Современная популярная культура США: эстетикокультурные особенности феномена . . . . . . . . . . . . . . 183 Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .215 5
Стр.5
М. В. Рахимова Введение Проблема исследования концепта популярной культуры как самостоятельной единицы современного философско-эстетического и культурологического знания является актуальной в силу наблюдаемого противоречия между социокультурной практикой, где популярная культура функционирует как одна из наиболее важных составляющих современной культуры и недостаточной степенью философско-эстетического и культурологического исследований данного феномена. Несмотря на большое число работ по данной проблеме, содержание самого явления интерпретируется порой диаметрально противоположным образом. Подобная ситуация оправдана тем, что к данной теме обращаются исследователи самых разных гуманитарных наук: психологии, философии, культурологии, социологии и т. д. , которые вкладывают в концепт принципиально различный смысл. В современной научной литературе не наблюдается единомыслия относительно онтологических, функциональных и эстетических характеристик популярной культуры. Нет общности в оценке аксиологических констант феномена. Наконец, достаточно неопределенными остаются его феноменологические пределы. Так, к примеру, американский ученый Лоренс Левайн характеризует популярную культуру как «фольклор индустриального общества»1 . Милтон Клонски отождествляет популярную культуру со «сфабрикованным, смоделированным индустриальной системой, феноменом»2 С позиции Рея Брауна популярная культура как эстетический концепт не имеет четких «контуров»3 . пулярную культуру и как «соединение всех элементов жизни, рассмотренных не с узкой точки зрения, а глобально, целиком»4 1 Gullen, J. Popular Culture in American History / J. Gullen. - Blackwell Malden, 2001. 2 Denney, R. The Discovery of Popular Culture / D. M. White // Popular Culture: Mirror of American Life. - N. Y. , 1975. 3 Browne, R. B. Popular Culture and the Expanding Consciousness / R. B. Browne. - Bowling Green University, 1973. 4 Browne, R. B. English Literature Departments as Centers of the Humanities / R. B. Browne // Popular Culture Studies Across the Curriculum. Essays for Educators. - McFar6 . В то же время он характеризует по.
Стр.6
Концепт популярной культуры в современной американской культурфилософии Герберт Гэнс теряется в идентификации эстетико-культурных границ концепта, предполагая, с одной стороны, коммерческое, потребительское, а с другой стороны – спонтанное, искреннее начало в эстетике популярной культуры1 . По мнению Колина Маккейба, популярная культура обладает собственной историей существования. Однако, если одна сторона этой истории прозрачна и ясна для понимания, другая отмечена противоречиями и терминологической неопределенностью2 . Подобная разрозненность мнений свидетельствует, как минимум, о смысловой неоднозначности исследуемого феномена и сложности восприятия его смысловой нагрузки. Проблема заключается еще и в том, что сам концепт популярной культуры является настолько распространенным в обыденном сознании и в обыденной речи, что его границы теряют определенность. И эта многозначность проявляет себя наиболее ярко в англоязычной литературе, где под «популярным» подразумевается все, что является доступным для понимания массового потребителя. Подобное состояние научных исследований не представляется удовлетворительным для самих авторов, многие из которых с удивлением констатируют отсутствие принятого всем научным сообществом определения популярной культуры3 . Принципиальным представляется вопрос хронологических параметров популярной культуры – является ли она «побочным» продуктом эстетики массовой культуры, ограничиваясь рамками новейшего времени, или же функционирует как самостоятельный философскоэстетический феномен на протяжении нескольких историко-культурных эпох. Анализ популярной культуры затрудняется вследствие отсутствия land @ Company, Inc. , Publishers, Jefferson, North Carolina, and London, 2005. - P. 11. 1 Gans, H. Popular Culture and High Culture. An Analysis and Evaluation of Taste / H. Gans. - N. Y. ,1974. 2 MacCabe, C. Defining popular culture / C. MacCabe // High Theory / Low Culture. Analyzing Popular television and film. P. 3-4. 3 Об этом, в частности, заявляет Колин Маккейб, говоря, что в престижном курсе популярной культуры в Открытом университете как такового определения популярной культуры не существует. 7
Стр.7
М. В. Рахимова временной и культурной дистанции исследователя по отношению к рассматриваемой им реальности. Специфика проблемы естественным образом расширяет границы самого исследования, фиксируя внимание на нескольких подходах – эстетическом, аксиологическом, историческом, семиотическом, культурологическом, социологическом, структурнофункциональном и дескриптивном подходах. Сложность и неоднозначность эстетики популярного, гибкость, мобильность и отзывчивость этой культуры на требования настоящего момента обуславливают необходимость философско-эстетического осмысления данного явления по-новому, но с учетом предыдущего опыта его изучения в западной философской и культурологической литературе. Сегодня вряд ли вызовет сомнение факт, что знания о популярной культуре, накопленные гуманитарными науками в XX – начале XXI века, нуждаются в теоретическом осмыслении и обновлении. Данная потребность стимулируется непосредственно социокультурными трансформациями внутри общества, которое пребывает в состоянии динамического развития, прежде всего, - эстетического, духовного. Современная эстетика популярного входит в труд, быт, в промышленное производство, формируя в человеке созидательное начало, и, поскольку предмет эстетики – это весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений, постольку и исследование популярной культуры в рамках философско-эстетического анализа представляется обоснованно актуальным и востребованным. * * * В западной научной литературе XX столетия исследования и труды, посвященные проблемам популярной культуры, были теснейшим образом связаны с работами, исследующими феномен массовой культуры. Более того, в таких работах, как, например, «Теория массовой культуры» или «Массовая культура: популярные искусства в Америке», данные феномены просто отождествлялись. Первые попытки теоретического осмысления феномена популярной культуры относятся к 50-м годам XX века1 1 8 Sutherland, L. S. The City of London in Eighteenth – Century Politics / R. Pares and A. J. P. Taylor // Essays Presented to Sir Lewis Namier. - London: Macmillan, 1956 ; White, D. , хотя подготовка в виде
Стр.8
Концепт популярной культуры в современной американской культурфилософии откликов, рецензий и статей критиков, занимавшихся вопросами популярной культуры, велась и на протяжении предыдущих десятилетий, в частности, в период с 1880 по 1950 годы1 . В годы Второй мировой войны тема эстетики популярного практически не разрабатывалась, но уже со второй половины 1940-х годов она становится объектом внимания западных исследователей, таких, как У. Макдональд, Д. Броган, Л. Ловенталь, В. Кенник, М. Вейц, П. Зифф, В. Ллойд Уорнер, К. Райт Милз, П. Медоуз, Д. Рисмен, Р. Денней, Г. Орвелл. Послевоенная полемика на тему эстетической деятельности носителей популярной культуры стиM. Mass culture. The popular Arts in America / Rosenberg, D. M. White. - Glencoe, 1957 ; Thomas, K. The Double Standard / K Thomas // Journal of the History of Ideas, 1959. Также в 50-х годах проблематика популярной культуры разрабатывалась в следующих работах западных авторов: 1. Leo Lowenthal, «Historical Perspective of Popular Culture» (1950); 2. Leo Lowenthal, «The Debate over Art and Popular Culture in Eighteenth Century England» (1957); 3. Ian Watt, «The Rise of the Novel» (1957); 4. Richard Altick, «The English Common Reader: A Social History of the Mass Reading Public, 1800-1900» (1957); 5. Hugh Dalziel Duncan, «Language and Literature in Society» (1953); 6. Paul Meadows, «Popular Culture in Industrialism. The Culture of Industrial Man» (1950); 7. David Riesman, «The Lonely Crowd: A Study of the Changing American Character» (1953), «Individualism Reconsidered and Other Essays» (1954) - раздел «Culture: Popular and Unpopular»; David Riesman, «The Oral Tradition, the Written Word, and the Screen Image» (1956); 8. Weitz, M. The Role of Theory in Aesthetics / M. Weitz // Journal of Aesthetic and Art Criticism: Vol. 15, 1956; 9. David Riesman, «Constraint and Variety in American Education» (1956); 10. David Riesman and Reuel Denney, «Creating an Industrial Civilization» (1952); 11. W. Lloyd Warner and C. Wright Mills, «American Life: Dream and Reality» (1953). 1 White, D. M. Popular Culture: Mirror of American Life / D. White. - N. Y. , 1975 ; Denney, R. The Discovery of Popular Culture / D. White // Popular Culture: Mirror of American Life. - N. Y. , 1975 ; Здесь также смотри: 1. Meric Casaubon, A Treatise Proving Spirits, Witches and Supernatural Operations. London, 1672; 2. Jonathan Barry, ‘Provincial Town Culture, 1640 – 80: Urbane or Civic?’; 3. Francis Atterbury, The Voice of the People, No Voice of God, London, 1710. 9
Стр.9
М. В. Рахимова мулируется выходом ряда статей в периодическом издании Macdonald’s. Наивысшего градуса спор достигает в 1954 году и завершается «перепалкой» между американским исследователем Уайтом Макдональдом и британским историком Дэнисом Броганом. Первый определяет популярное искусство как «продукт» общества «слабых и бедных». Второй же обращает внимание на то, что популярное искусство взывает к вечным - эстетическим и этическим проблемам человека, умеет находить философские ответы, и потому востребовано обществом как таковым. В 50-е годы остро ставятся проблемы технической (индустриальной) эстетики популярного - влияния средств массовой информации на массовое сознание, проблема «продукта» от искусства. Особо стоит выделить тему смещения эстетического идола (иконы) удачливого человека с героя - производителя на героя – потребителя; тенденцию формирования мифов и легенд, соединяющих разных по уровню сознания и социальной шкале, людей. Активно анализируется привлекательность жанра мыльной оперы, который с одинаковой силой воздействует на женщин самых разных социальных слоев. Исследователи обращают внимание на эстетические и социокультурные процессы, при которых элитарное растворяется в популярном начале. В период 50-х годов XX века эстетика популярной культуры анализируется предельно критично, порой предвзято. 60-е годы XX века отмечены рядом научных работ, которые задают новый импульс к исследованиям в данной области1 . Среди авторов, ак1 В 60-х годах проблематика популярной культуры разрабатывалась в следующих работах западных авторов: 1. Jacobs, N. Culture for the Millions? Mass media in Modern Society. / N. Jacobs. – Toronto - L. - N. Y. , 1961 2. Kleemeier, R. W. A Critical Examination of Commercial Entertainment / R. W. Kleemeier. - Oxford University Press, 1961 3. Hell, S. , Whannel, R. The Popular Arts / S. Hell, R. Whannel. - N. Y. ,1964 4. Sontag, S. Notes on Camp / S. Sontag // Partisan Review, XXXI. – Fall, 1964 5. Ulanov, B. The Two Worlds of American Arts, the Private and the Popular / B. Ulanov. - N. Y. , 1965 6. Herzka, D. Pop – Art One / D. Herzka. - N. Y. , 1965 7. Douglas, M. Purity and Danger: An Analysis of Concepts of Pollution and Taboo / M. Douglas. - London, 1966 8. Smith, H. N. Popular Culture and Industrialism 1865-1890 / H. N. Smith. - New York 10
Стр.10
Концепт популярной культуры в современной американской культурфилософии тивно работающих в это десятилетие, важно отметить таких ученых, как Р. Нью, М. Фишвик, Д. Кавелти, Дж. Дики, М. Мандельбаум, К. Боде, Р. Браун, Л. Левайн, С. Зонтаг. Координатором движения выступил ведущий американский исследователь, руководитель научных центров, в то время председатель отдела популярной культуры университета в Огайо, - Рей Браун. К слову сказать, на тот период времени, это был один из немногих университетов, предоставивших ведомственный статус программе, сфокусировавшей внимание на проблемах популярной культуры непосредственно. В это десятилетие ученых волнует психосоматическая эстетика популярного - взаимосвязь популярной культуры с психосоматическими реакциями на нее отдельного человека. Позицию критики занимают Ирвинг Хоу, Дэниел Бурстин, Бернард Розенберг, Хана Арендт. Позитивную оценку популярной культуре и искусству дают Рассел Нью, Рей Браун, Маршалл Фишвик, Джон Кавелти, Лесли Фидлер. Некоторые из них являются членами одной из первых ассоциаций популярной культуры. Авторы Эдвард Шилз, Гилберт Селдс, Реймонд Бауэр, Лео Ростен, Роберт Варшоу отмечают, что исследования в области популярной культуры и искусства 60-х годов развиваются в основном в рамках отдельных дисциплин. Проблему манипулирования массовым сознанием через средства массовой информации изучает социальная психология: психологи – «фрейдисты» анализируют процессы эстетического самоотождествления человека с телевизионным героем сериала или ток-шоу. Философские науки акцентируют внимание на изучении аспекта популярной культуры, формирующего «коллективное сознание». Культурная антропология исследует процессы, при которых артефакты популярной Univ. Press, 1967 9. Lowenthal, L. Literature, Popular Culture and Society / L. Lowenthal. - California, 1968 10. Snow, Ch. The Two Culture and the Scientific Revolution / Ch. Snow. - Cambridge, 1969 11. Dickie, G. Defining Art / G. Dickie // American Philosophical Quarterly ; Vol. 6 ; № 3 (July, 1969) 12. Perkin, H. The Origins of Modern English Society 1780 – 1880 / H. Perkin. - London, 1969. 11
Стр.11
М. В. Рахимова культуры воплощают или отражают отдельные социокультурные традиции и ценности. Перед исторической наукой встает проблема генезиса популярного начала, хронологических границ данного феномена. В период 60-х годов в западной научной литературе закладываются первые трактовки концепта популярной культуры. Лесли Фидлер предполагает, что через популярную культуру и искусство средняя прослойка населения стремится сформировать свой эстетический мир, отличный от других, в частности, от мира элиты. Льюис Кроненбергер о популярной культуре высказывается достаточно демократично, оправдывая ее существование экзистенциональной необходимостью защиты среднего класса от самоотчуждения. Маршалл Маклюэн предлагает взглянуть на тему популярного начала в его эстетическом преломлении, в частности, обращаясь к искусствоведческим наукам. Он предлагает, прежде чем выносить негативный вердикт отдельным продуктам популярной культуры, таким как коммерческое ТВ, следует понять их предназначение, миссию в новом универсуме непечатного, нелинейного принципа жизнедеятельности. Андре Молроу высказывается предельно критично по отношению к эстетике популярной культуры, «обвиняя» ее в девальвации тех духовных преобразований и реформ, которые в свое время были произведены элитарной культурой. Одним словом, в период 60-х годов популярная культура как философско-эстетический феномен рассматривается неоднозначно и многоаспектно. Под давлением контркультурного движения в это десятилетие, ранее доминирующий дихотомический подход, начинает сдавать позиции, в результате чего становится возможным новый взгляд на природу функционирования популярной культуры. Начиная с 70-х годов, в западной литературе появляется ряд работ, где проблемы эстетики массовой и популярной культуры осмысливаются в иной аксиологической плоскости, нежели та, в которой работали западные мыслители предвоенного и послевоенного периодов. А поскольку массовая культура и популярная культура во многом отождествлялись, постольку изменения, происходящие с одним концептом (массовая культура), влекли за собой изменения и преобразования другого. Новая эра в исследовании эстетического наполнения популярной культуры начинается после проведения конференции, организованной жур12
Стр.12
Концепт популярной культуры в современной американской культурфилософии налом «Коментэри» в 1974 году, где в рамках конференции прозвучали панегирики в адрес массовой культуры, а также были высказаны идеи об автономном перерастании «низкой» культуры и искусства в «высокую» культуру и искусство1 . Принципиально важно, что при устранении полярного противостояния двух культур, особое внимание стала привлекать срединная, или промежуточная прослойка культуры и искусство, продуцируемое этой культурой. Промежуточная культура начинает расширяться, становится многоуровневой и вбирает в себя новые эстетические образования, приобретает новые черты, которые когда-то были присущи традиционной и высокой культуре. Именно в эстетике промежуточной, срединной культуры некоторые авторы видят «генотип» эстетики популярного. Среди научно-исследовательских работ этого периода, следует выделить работы М. Бердсли, Дж. Дики, Г. Гэнса, Э. Шилза, Т. Бинкли, Р. Брауна, Д. Белла, Р. Малкомсона, Т. Кэндо, Д. Уайта, Д. Кресси, П. Барка, Т. Коэна. В это десятилетие научные исследования концентрируются на эстетике действительности – они изучают эстетические и социокультурные предпосылки формирования популярной культуры, акцентируют внимание на аспектах, которые могли бы прояснить механизмы функционирования популярной культуры2 . Рей Браун заявляет, что популярная 1 Костина, А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А. В. Костина. - Изд. 3-е, стереотипное. – М. : КомКнига, 2006. – С. 154. 2 В 70-х годах проблематика популярной культуры разрабатывалась в следующих работах западных авторов: 1. Brzezinski, Z. Between Two Ages: America’s Role in the Techetronic Era / Z. Brzezinski. - N. Y. , 1970 2. Rude, G. The London “Mob” of the Eighteenth Century / G. Rude. - London, 1970 3. Walsh, J. D. Methodism and the Mob / J. D. Walsh // Studies in Church History : Popular Belief and Practice. - Cambridge: Cambridge University Press, 1972 4. Bell, D. The Coming of Post – Industrial Society / D. Bell. - N. Y. , 1973 5. Prewitt, K. , Stone A. The Ruling Elites. Elite Theory, Power and American Democracy / K. Prewitt, A. Stone. - N. Y. , 1973 6. Browne, R. B. Popular Culture and the Expanding Consciousness. Problems in American History / R. B. Browne. - Bowling Green University, 1973 7. Spufford, M. Contrasting Communities: English Villagers in the Sixteenth and Seventeenth Centuries / M. Spufford. - Cambridge: Cambridge University Press, 1974 8. Boorstin, D. Democracy and its Discontents / D. Boorstin. - N. Y. , 1974 13
Стр.13
М. В. Рахимова культура ориентирована на все слои населения, следовательно, действенна и демократична в своей основе. Кроме того, она вбирает в себя эстетические проявления других форм культуры, следовательно, интеграционно активна и динамична. Все это позволяет Рею Брауну говорить о популярной культуре как о сложном и современном феномене, активно формирующем эстетическую действительность общества1 В последнее двадцатилетие XX столетия (80-е - 90-е годы) в круг . интересов ученых входят вопросы по дифференциации видов и жанров популярного искусства, вопросы трансформации популярной культуры в условиях доминирования средств массовой информации, факторы подавления популярной культуры СМИ, проблемы определения границ концепта популярной культуры, вопросы взаимодействия популярного и массового искусства. Количество работ, посвященных данной тематике, поистине колоссально. В 80-е годы2 XX века по вопросам попу9. Gans, H. Popular Culture and High Culture. An Analysis and Evaluation of Taste / H. Gans. - N. Y. , 1974 10. Slayter, Ph. The Pursuit of Loneliness. American Culture at Breaking Point / Ph. Slayter. - L. , 1975 11. Kando, T. Leisure and Popular Culture in Transition / T. Kando. - Saint Louis, 1975 12. White, D. M. Popular Culture: Mirror of American Life / D. M. White - N. Y. , 1975 13. Swingewood, A. The Myth of Mass Culture / A. Swingewood. – 1977 14. Burke, P. Popular Culture in Early Modern Europe / P. Burke. - London, 1978 1 Несколько усовершенствованное определение популярной культуры профессора Р. Брауна можно прочесть в его работе English Literature Departments as Centers of the Humanities. Ray B. Browne. , P. 11. 2 В 80-х годах проблематика популярной культуры разрабатывалась в следующих работах западных авторов: 1. Hall, S. Culture, media, language; working papers in cultural studies, 1972 – 1979 / S. Hall. – London: University of Birmingham, 1980 2. Butler, Ch. After the Wake: An Essay on the Contemporary Avantgarde / Ch. Butler. - Oxf. , 1980 3. J. Hector St. John de Crevecoeur, Letters from an American Farmer and Sketches of 18th – Century America / J. Hector St. - New York: Penguin, 1981 4. Yeo Eileen and Stephen. Popular Culture and Class Conflict 1590 – 1914: Explorations in the History of Labour and Leisure / Eileen and Stephen Yeo. - Brighton, 1981 5. Cultural Industries. A Challenge for the Future of Culture. UNESCO. 1982 6. Cf. Robert D. Storch. Popular Culture and Custom in Nineteenth – Century England / Cf. Robert D. Storch. - London: Croom Helm, 1982 14
Стр.14
Концепт популярной культуры в современной американской культурфилософии лярной культуры работают такие авторы, как С. Холл, К. Райтсон, М. Итон, В. Флюк, Б. Башевей, П. Дэвидсон, П. Барк, С. Каплан, Б. Рей, Р. Маччембелд, Д. Андердаун, Л. Гросберг, Т. Харрис, П. Эрл, О. Хендлин 7. Brantlinger, P. Bread and Circus. Theories of Mass Culture as Social Decay / P. Brantlinger. - N. Y. , 1983 8. Eaton, M. M. Art and Nonart / M. M. Eaton. – Cranbury, N. Y. : Associated University Presses, 1983 9. Davison, P. Culture and mass culture / P. Davison. - Cambridge, 1983 10. Alden T. Vaughan. Seventeenth Century Origins of American Culture / Stanley Coben and Lorman Ratner // The Development of an American Culture. - New York: St. Martin’s Press, 2nd ed. , 1983 11. Burke, P. From Pioneers to settlers: Recent Studies of the History of Popular Culture / P. Burke // Comparative Studies in Society and History, XXV (1983) 12. Kaplan, S. L. Understanding Popular Culture: Europe from the Middle Ages to the Nineteenth – Century / S. L. Kaplan. - Berlin: Mouton, 1984 13. Reay, B. Popular Culture in Seventeenth – Century England / B. Reay. - London, 1985 14. Golby, J. M. , Purdue, A. W. The Civilisation of the Crowd: Popular Culture in England 1750 – 1900 / J. M. Golby, A. W. Purdue. - London, 1985 15. Muchembeld, R. Popular Culture and Elite Culture in France 1400 – 1750 / R. Muchembeld ; trans. By Lydia Cochrane. - Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1985 16. Underdown, D. Revel, Riot and Rebellion: Popular Politics and Culture in England 1603 – 1660 / D. Underdown. - Oxford: Clarendon Press, 1985 17. Buhle, P. Popular Culture in America / P. Buhle. - The University of Minnesota, 1987 18. Lex Heerma van Voss. Working class and popular culture / Lex Heerma van Voss. - Amsterdam, 1988 19. Wolff, J. and Seed, J. The Culture of capital: Art, power at the nineteenth – century middle class / J. Wolff, J. Seed. - Manchester univ. Press, 1988 20. Fluck, W. Fiction and Fictionality in Popular Culture: Some Observations on the Aesthetics of Popular Culture / W. Fluck // Journal of Popular Culture, 1988 21. Grossberg, L. It’s a sin Essays on postmodernism politics & culture / L. Grossberg. – Sydney: Power publ. , 1988 22. Shiah, M. Discourse on Popular Culture / M. Shiah. - Stanford, 1989 23. Fischer, D. H. Albion’s Seed: Four British Folkways in America / D. H. Fischer. - New York: Oxford University Press, 1989 24. Scribner, B. “Is a History of Popular Culture Possible?” History of European Ideas, x (1989) 25. Harris T. “The Problem of ‘Popular Political Culture’ in Seventeenth – Century London”, History of European Ideas, x (1989). 15
Стр.15
М. В. Рахимова и другие. В последнюю декаду1 XX столетия, помимо названных ранее исследователей, темы популярной культуры активно изучают ученые: Е. Томпсон, Т. Вотт, Л. Левайн, Р. Браун, Д. Бендер, Д. Фишер, Д. Таунсенд, Д. Голдблатт, В. Ирвин и другие. Начало XXI века отмечено, как уверенным ростом количества исследований в данной сфере, так и заметным изменением качества на1 В 90-х годах проблематика популярной культуры разрабатывалась в следующих работах западных авторов: 1. Grossberg, L. Cultural studies / Научные исследования в области культуры. Материалы международной конференции Иллинойского университета (США), 1990 2. Culture through time: Antropol. Approaches. Stanford (Calif. ), 1990 3. Harris, T. Introduction: Revising the Restoration / T. Harris, P. Seaward and M. Goldie // The Politics of Religion in Restoration England. - Oxford: Basil Blackwell, 1990 4. Thompson, E. P. Time, Work Discipline and Industrial Capitalism / E. P. Thompson // Customs in Common. - London, 1991 5. Watt, T. Cheap Print and Popular Piety, 15xs50 – 1640 / T. Watt. - Cambridge: Cambridge University Press, 1991 6. Reay, B. ‘The Context and Meaning of Popular Literacy: Some Evidence from Nineteenth – Century Rural England’, Past and Present, CXXXI, 1991 7. Abrahams, Roger D. Singing the Master: The Emergence of African American Culture in the Plantation South / Abrahams, D. Roger. - New York: Pantheon Books, 1992 8. Zelinsky, W. The Cultural Geography of the United States. Englewood Cliffs / W. Zelinsky. - N. J. : Prentice – Hall, 1992 9. Rule, J. Albion’s People: English Society 1714 – 1815 / J. Rule. - London: Longman, 1992 10. Shoemaker, R. B. Reforming the City: The Reformation of Manners Campaign in London, 1690 – 1738 / L. Davison, T. Hitchcock, T. Keirn and R. B. Shoemaker // Stilling the Grumbling Hive: The Response to Social and Economic Problems in England, 1689 – 1750. - New York, 1992 11. Levine, L. “The Folklore of Industrial Society: Popular Culture and Its Audience”, American Historical Review 97:5 (December 1992) 12. Bender, J. W. Music and Metaphysics: Types and Patterns, Performances and Works / J. Bender and H. G. Blocker // Contemporary Philosophy of Art: Readings in Analytic Aesthetics. - Prentice Hall, 1993. – P. 607. 13. Degh, L. American Folklore and the Mass Media / L. Degh. - Bloomington: Indiana University Press, 1994 14. Harris, T. Popular Culture in England, c. 1500 – 1850 / T. Harris. - Macmillan press Ltd. , 1995 15. Grossberg, L. Dancing in spite of myself (essays on popular culture) / L. Grossberg. - duke university press. Durthams @London, 1997 16
Стр.16
Концепт популярной культуры в современной американской культурфилософии учных работ1 . Если говорить об отечественной научной традиции, то проблемами массовой и популярной культуры занимаются такие авторы, как К. З. Акопян, А. В. Вартанова, В. Е. Васильев, М. С. Галина, И. В. Головачева, Л. Н. Дергунова, Е. В. Дуков, В. С. Жидков, А. В. Захаров, Н. М. Зоркая, С. Я. Кагарлицкая, А. В. Костина, Т. В. Кузнецова, А. С. Мигунов, Н. Маньковская, Э. А Орлова, К. Э. Разлогов, В. И. Самохвалова, Е. Г. Соколов, А. Я. Флиер, Е. Н. Шапинская, А. В. Шейко, В. П. Шестаков, А. М. Яковлева и многие другие. В США и Великобритании к настоящему времени создано несколько научных центров, концентрирующих внимание на проблемах популярной культуры, среди которых заслуженным признанием пользуются Ассоциация по проблемам популярной культуры (The Popular Culture Association, PCA), Ассоциация американской культуры (The American Culture Association, ASA) и Центр современных культурологических исследований при Бирмингемском университете (Centre for Contemporary Cultural Studies), Великобритания. Функционирует ряд изданий, в числе которых Журнал популярной культуры (Journal of Popular Culture), Журнал американской культуры (Journal of American Culture), успешно развиваются университетские курсы и программы, посвященные изучению данного феномена. Этот период исследований ознаменован нарастающим стремлением ученых - видеть в популярной культуре особую, синтезирующую 1 Начало XXI века ознаменовано следующими работами по популярной культуре: 1. Whelehan, I. Overloaded: Popular Culture and the Future of Feminism / I. Whelehan. - N. Y. . , 2000 2. Gullen, J. Popular Culture in American History / J. Gullen. - Blackwell Malden, 2001 3. Townsend, D. Aesthetics: Classic Readings from the Western Tradition / D. Townsend. - Armstrong Atlantic State University, 2001. – P. 400. 4. Warshow, R. The Immediate experience: movies, comies, theatre / R. Warshow. - Cambridge, 2002 5. Lancaster, R. The Trouble with nature / R. Lancaster. - University of California Press, 2003 6. Fritscher, J. Popular Witchcraft / J. Fritscher. - The University Of Wisconsin Press, 2004 7. Browne, R. B. Popular Culture Studies Across the Curriculum. Essays for Educators / R. B. Browne. - North Carolina, and London, 2005 17
Стр.17
М. В. Рахимова и адаптирующую многие уровни культуры в себе, форму культуры. С завидной настойчивостью западные исследователи говорят о популярной культуре как о новой форме проявления традиционной культуры. Отдельное внимание концентрируется на самом концепте популярной культуры, вследствие чего, становится актуальной проблема терминологии. В научно-исследовательской среде предлагается к употреблению новый термин - популор, эстетическое содержание и концептуальная природа которого тесно связана с популярной культурой и фольклором. Актуализация дискурса о функциональном предназначении популора становится особенно важной для американской культуры, поскольку популор - это термин, демонстрирующий наличие традиционной (народной) культуры, дефицит которой в силу исторических причин не могла не ощущать Америка. Хотя на сегодняшний день в западной научной литературе отсутствует единая устоявшаяся точка зрения относительно философскоэстетического и культурологического определения концепта популярной культуры, времени возникновения и принципов функционирования феномена, можно сказать, что наметилась положительная перспектива для последующих исследований в этой области. Обозначилось проблемное поле популярной культуры, в область которого входят такие аспекты, как определение эстетической роли, которую популярная культура играет в современном обществе, выяснение функциональных пределов данного феномена, а также изучение проблемы взаимодействия артефактов популярного искусства и различных типов общества – индустриального, постиндустриального, или информационного. В соответствие с обозначенной положительной перспективой изучения концепта, в данной работе предпринимается попытка многоаспектного исследования популярной культуры в рамках философско-эстетического и культурологического наследия западной англоязычной научной мысли второй половины XX - начала XXI века. 18
Стр.18