В рамках самой методологии принято различать, во-первых, методы анализа существующего научного знания и, во-вторых, методы получения нового знания, которые называют методами научного исследования. <...> 4 С возникновением экспериментального естествознания в XVII в. на первый план выдвигается проблема исследования методов и средств опытного изучения природы. <...> В области эмпирических наук Бэкон в качестве важнейшего метода исследования выдвинул индукцию. <...> Кроме того, он неправильно считал свою индуктивную логику безошибочным методом открытия новых истин в науке. <...> В эмпирических науках для этого приходится обращаться также к специальным средствам наблюдения и измерения, постановке заранее продуманных экспериментов. <...> Даже в ХVII—XVIII вв., когда уже сформировалось экспериментальное естествознание, исследованием методов познания занимались в основном философы, хотя наибольший вклад был сделан теми из них, которые одновременно с философией занимались конкретными науками (Галилей, Декарт, Лейбниц). <...> Иногда логику науки неправомерно отождествляют с методологией науки или даже с логикой научного открытия, с чем, конечно, согласиться нельзя. <...> После того как стало очевидно, что никакого логического пути, ведущего от данных опыта к научному открытию, не существует, многие западные философы, в частности логические позитивисты и критические рационалисты, стали заявлять, что философия и методология науки не должны вообще заниматься анализом возникновения новых идей, процесса открытия и творчества в науке. <...> Я ввожу термины «контекст открытия и контекст обоснования, чтобы провести такое различие»1. <...> Поппер, расходясь с позитивистами по ряду принципиальных вопросов, тем не менее соглашается с ними в том, что «задачи логики познания — в отличие от психологии познания… состоят исключительно в исследовании методов, используемых при тех систематических проверках, которым следует подвергнуть любую новую идею»2 <...>
Методология_научного_познания._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК 165(075.8)
ББК 87ÿ73-1
Ð83
Рецензенты:
ä-ð ôèëîñ. íàóê, ïðîô. È.Ï. Ìåðêóëîâ;
д-р филос. наук, проф. А.Л. Никифорова
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Рузавин Г.И.
Р83 Методология научного познания: Учеб. пособие для
вузов / Ã. È. Ðóçàâèí. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 287 ñ.
ISBN 978-5-238-00920-9
Агентство СIP PГБ
Учебное пособие посвящено проблемам методологии научного познания,
в том числе классификации способов и методов, которые являются
специфическими для науки и отличают ее от других способов познания,
постижения реального мира. Подробно рассмотрены методы анализа существующего
знания и методы научного исследования, представляющие
наибольший интерес для будущих исследователей.
Для студентов и аспирантов высших учебных заведений, соискателей
ученой степени, а также для всех интересующихся философией науки.
ББК 87ÿ73-1
ISBN 978-5-238-00920-9
© Ã.È. Ðóçàâèí, 2005
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2005
Принадлежит исключительное право на использование
и распространение издания.
Воспроизведение всей книги или какой-либо
ее части любыми средствами или в какойлибо
форме, в том числе в Интернет-сети,
запрещается без письменного разрешения издательства.
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА
Глава 1. МЕТОДЫ НАУКИ И ИХ РОЛЬ
В ПОИСКЕ ИСТИНЫ
1.1. Общая характеристика методов науки
1.2. Предмет методологии науки
1.3. Классификация методов познания
1.5. Критерии и нормы научного познания
1.6. Анализ исследования и обоснование
его результатов
2.1. Проблемная ситуация
2.2. Возникновение проблемы как выражение
несоответствия в развитии научного знания
2.3. Решение проблем и прогресс научного знания
2.4. Постановка и разработка научных проблем
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Наблюдение как метод познания
3.2. Эксперимент как особая форма научного познания
3.3. Измерения
Глава 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
4.1. Абстрагирование и идеализация — начало
теоретического исследования
4.2. Научные факты и их обобщение
4.4. Научные законы, регулярность и случайность
285
3
4
4
7
8
1.4. Взаимодействие методологии с другими
дисциплинами 9
12
16
Глава 2. НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА — ИСХОДНЫЙ ПУНКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ 22
22
23
28
31
39
39
45
56
58
58
61
4.3. Выдвижение, построение и проверка научных
гипотез 63
73
Стр.286
Глава 5. МЕТОДЫ АНАЛИЗА, КЛАССИФИКАЦИИ
И ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИЙ
5.1. Общая характеристика природы и структуры
научной теории
5.2. Классификация научных теорий
5.3. Структура научных теорий
5.4. Методологические и эвристические принципы
построения теорий
5.5. Основные функции научной теории
6.1. Индуктивная модель обоснования науки
6.2. Гипотетико-дедуктивный метод рассуждений
6.3. Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании
6.5. Метод математической гипотезы как разновидность
гипотетико-дедуктивной системы
6.6. Гипотетико-дедуктивная модель науки
7.1. Абдукция как альтернатива гипотетикодедуктивному
методу
7.2. Абдуктивные рассуждения и их особенности
7.3. Возможные способы применения абдуктивных
рассуждений
7.4. Критика и дальнейшее развитие принципов абдукции
81
81
84
92
97
106
Глава 6. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД
ПОЗНАНИЯ 108
109
110
114
6.4. Логическая структура гипотетико-дедуктивных систем 119
122
123
Глава 7. АБДУКЦИЯ И ПОИСК ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ
ГИПОТЕЗ 126
126
128
130
135
7.5. Новые подходы к анализу роли абдукции в научном
поиске 141
Глава 8. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ НАУЧНОГО
ОБЪЯСНЕНИЯ 145
8.1. Типы и методы научного объяснения
8.2. Каузальные, или причинные, объяснения
8.3. Дедуктивно-номологическая модель объяснения
8.4. Альтернативные модели научного объяснения
8.5. Методы и модели исторического объяснения
Глава 9. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ПОНИМАНИЯ
9.1. Проблема понимания в герменевтике
9.2. Понимание как семантическая интерпретация
9.3. Взаимопонимание и диалог
286
145
146
147
150
155
165
165
169
173
Стр.287
9.4. Понимание как процесс развития познания
9.5. Особенности понимания в исторической науке
Глава 10. МЕТОДЫ ПРЕДВИДЕНИЯ
И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
10.1. Логическая структура предсказаний
10.2. Основные типы предсказаний
10.3. Прогнозирование как особый вид предвидения
10.4. Предвидения и пророчества в истории
Глава 11. СИСТЕМНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
11.1. Становление системного метода исследования
11.2. Специфика системного метода и классификация
систем
11.3. Самоорганизация систем и синергетика
11.4. Синергетический анализ сложноорганизованных
систем
11.5. Относительный характер противопоставления
простого сложному
11.6. Метод и перспективы системного исследования
175
180
186
186
188
190
191
201
201
203
208
215
219
221
11.7. Системный метод и современное научное
мировоззрение 226
Глава 12. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 228
12.1. Методы исследования экономической жизни
12.2. Экономические концепции и теории
12.3. Методы и принципы принятия решений
в экономике
13.1. Переход от социальных обследований к научным
исследованиям
13.2. Эмпирические методы социального исследования
13.3. Гипотезы и теории в социальном исследовании
13.4. Социологические концепции, доктрины
и парадигмы
228
238
241
Глава 13. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 251
251
254
258
263
Глава 14. ГУМАНИТАРНЫЕ МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 278
287
Стр.288