УДК 629.015 К задаче распределения мощности между колесами мобильной машины Д-ра техн. наук А. В. КЕЛЛЕР, Б. М. ПОЗИН, И. П. ТРОЯНОВСКАЯ, канд-ты техн. наук В. Н. БОНДАРЬ, А. А. ЮСУПОВ (ЮУрГУ, tripav@rambler.ru) Аннотация. <...> Решается задача минимизации мощности, расходуемой на движение мобильной машины, путем оптимального ее распределения между колесами. <...> Проведено сравнение величин суммарной потребной мощности на примерах наиболее распространенных способов управления мобильной машиной: использования незаблокированных дифференциалов, дифференциалов повышенного трения и их полной блокировки. <...> В мировой научной практике задача распределения мощности между колесами мобильной машины, прежде всего трактора и автомобиля, довольно интенсивно разрабатывается в теории этих машин. <...> Как правило, решаются задачи минимизации потерь мощности на передвижение путем отключения части колес (мостов), изменения радиусов колес за счет регулирования давления в шинах и других мероприятий [1—6] применительно к 10 машинам с моторно-трансмиссионными установками, состоящими из двигателя внутреннего сгорания и трансмиссии с дифференциальной передачей. <...> Все более широкое применение моторно-трансмиссионных установок с узлами регулирования, допускающими управление потоками мощности от двигателя к колесам, позволяет решить задачу оптимального управления этими потоками. <...> Пусть машина (машинный агрегат) весом G имеет n ведущих и m ведомых колес. <...> Каждое ведущее колесо нагружено вертикальной нагрузкой с долей веса γi (i =1.n), каждое ведомое — γj ( j =1.m). <...> Силы сопротивления движению ведущих Рi и ведомых Рj колес пропорциональны вертикальным нагрузкам Gi и Gj. <...> Коэффициенты буксования δi и удельные тяговые усилия ϕi связаны с параметрами машины и характеристиками грунта соотношениями [7, 8]: Pi==fjGj; Gi==γjG; ϕi δi() ϕditanh δi/λi(), fiGi; Pj γiG; Gj = (1) Рис. <...> Нумерация колес где fi и fj — коэффициенты сопротивления движению, учитывающие все силы сопротивления движению <...>