ТЕОРИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ, ИСПЫТАНИЯ УДК 629.114.2 Стабилизация курсовой устойчивости управляемого движения машинно-тракторного агрегата Канд. техн. наук С. Д. ФОМИН, д-ра техн. наук В. И. ПЫНДАК, Д. С. ГАПИЧ (Волгоградский ГАУ, fsd_58@mail.ru) Аннотация. <...> Рассматриваются динамические показатели машинно-тракторного агрегата (МТА), в т. ч. курсовая устойчивость управляемого движения, на примере транспортного агрегата с колесным трактором класса 1,4 в широком диапазоне скоростей с измененными параметрами трансмиссии и различными типами кинематической связи ведущих колес. <...> Ключевые слова: транспортный агрегат, упругодемпфирующие звенья, гироскопические датчики, галопирование, рыскание, устойчивость управляемого движения, тип кинематической связи ведущих колес. <...> Тип кинематической связи ведущих колес (блокированный дифференциал, дифференциальный привод) [1], а также характеристики трансмиссии (жесткость, диссипативные свойства) [2] оказывают непосредственное влияние на формирование крутящих моментов и касательных усилий на ведущих колесах. <...> Следовательно, они влияют и на динамику взаимодействия элементов системы "трактор — прицеп — опорное основание" [3, 4], а в конечном счете — на все динамические показатели МТА [5, 6], в т. ч. на галопирование и рыскание, устойчивость и управляемость как трактора, так и прицепного звена [7]. <...> С целью выявления этого влияния проведены испытания транспортного агрегата, состоявшего из экспериментального трактора класса 1,4 и прицепа ПСЕ-12,5. <...> Трактор был оснащен опытным пневмогидравлическим упругодемпфирующим приводом ведущих колес [а. с. <...> № 1110681], увеличивающим податливость трансмиссии и ее диссипативные свойства и обеспечивающим плавное восприятие изменяющейся нагрузки [8]. <...> Прицеп имел максимальную загрузку с общей массой 6320 кг. <...> Комплекс приборов и датчиков экспериментальной установки позволял регистрировать широкий круг параметров: курсовые углы трактора и прицепа, угол поворота <...>