Таким образом, содержанием искусства является стиль как внутреннее отношение идеологии, как культурный ее предел. <...> Это время обнажило истинную суть критического реализма, ввиду переключения общества на эксперимент социального, а не интеллектуального перевоплощения. <...> Суть социалистического реализма — в логическом довеИз рукописного сборника „Церковь, культура, идеология", Ленинград 1980. <...> Идеология, которая мыслит себя как космическую тотальность, ничего не хочет знать о своем внутреннем (эстетическом) пределе; мысля о себе как о беспредельности, собственную бес-предельность она и хочет видеть содержанием искусства; то есть жаждет полного с искусством совпадения, хочет ограничить эксперимент, декретируя неотчуждаемость своего наличного существования в каких бы то ни было абстракциях. <...> Для нее содержанием искусства является не форма как структура идеологии (как культура), а собственно идеология. <...> С этой точки зрения мы попытаемся проанализировать знаменитую теорию М. М. Бахтина о полифоничности романов Достоевского*. <...> Бахтин хочет расшифровать стиль Достоевского, не воспринимая таковой как метафизическую „возгонку" именно авторской идеологии; в этом стремлении — разгадка самой идеологии Бахтина, ее собственная метафизическая сущность. <...> „Достоевский. создает не безгласных рабов а свободных людей, способных стать рядом со своим творцом, не соглашаться с ним и даже восставать на него" (7). <...> * Все цитаты, приводимые в данной работе, берутся из книги: М. Бахтин <...> Мир Достоевского мыслится критиком по принципу социалистической анархии, когда человек бунтует против Бога, против Творца, когда он восстает против своей природы вместо того, чтобы удовлетворять ей, организуя собственную жизнь. <...> И герой, ставший первичным по отношению к произносимому им слову, утратил духовность, утратил философско-метафизическую свою ценность, а отсюда — метаморфоза героя, констатируемая (а точнее—постулируемая) Бахтиным <...>