Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Грани  / № 117 1980

Чехов-мыслитель. Катастрофа. Возрождение (190,00 руб.)

0   0
Первый авторБройде
Страниц29
ID349361
АннотацияСтатья является частью книги "Чехов -мыслитель, художник. Катастрофа. Возрождение" и рассказывает о пересмотре устаревших представлений о творчестве А. П. Чехова, о поэтике и идейности чеховских произведений.
Бройде, Э. Чехов-мыслитель. Катастрофа. Возрождение / Э. Бройде // Грани .— 1980 .— № 117 .— С. 232-260 .— URL: https://rucont.ru/efd/349361 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВОЗРОЖДЕНИЕ Причины того или иного восприятия произведений искусства в разные эпохи — сложная литературоведческая и социально-психологическая проблема, особенно в эпоху тоталитаризма. <...> Конъюктурное использование произведений как „наглядных" пособий для подтверждения казенной идеологии убивает любовь к искусству у сотен миллионов людей, лишает их духовной жизни. <...> Исследования многих литературоведов покаЭта работа (журнальный вариант), являющаяся частью книги „Чехов — мыслитель, художник. <...> 232 зывают, что художник-мыслитель решал проблемы, во многом близкие и нашей эпохе: освобождение искусства от идеологического давления, переоценка ценностей, преодоление догматизма „партийного мышления", его футлярной замкнутости. <...> В те годы, ценой неисчислимых жертв, удалось предотвратить и обезвредить зло одного из двух видов тоталитаризма. <...> В России многие полагали, что пришла пора переоценки ценностей, пересмотра обанкротившихся идей. <...> Эта особенность Чехова сформировалась в конце 70-х, начале 80-х годов XIX в., когда он сумел отбросить обветшалое наследие „отцов": идеи революционных демократов, шестидесятников, народнический социализм и марксизм. <...> Так молодой Чехов знакомился с практикой революционного тоталитаризма, уже тогда начавшего оказывать влияние на дальнейшую судьбу России. <...> Чехов-доктор ставил „диагноз" всем „Хорошим людям" (один из его шедевров), у которых партийное мышление раковым „наростом" сидело „на мозгу уже во чреве матери" (курсив мой — Э. <...> ). В 1944 г. 4 Эйхенбаум писал: „Гениальность его диагнозов заключалась не только в их точности, яркости и убедительности, но и в том, что он ставил их на основе самых незаметных, маленьких признаков. <...> Но наметанный глаз официального идеолога неслучайно находил здесь намек на современность, схожесть чеховской „диагностики" с творчеством Зощенко, Булгакова, Платонова. <...> Незаметные, маленькие признаки болезни в мелочах быта, как и юмор, в эпоху тоталитаризма <...>