УДК 621.825.54 Уточненный расчет многодисковых адаптивных фрикционных муфт Заслуженный изобретатель РФ, д-р техн. наук М. П. ШИШКАРЕВ, инж. <...> Получены зависимости для уточненного расчета номинального вращающего момента и коэффициента точности многодисковой адаптивной фрикционной муфты с учетом трения в шлицевых соединениях фрикционных дисков с полумуфтами. <...> Приведены сравнительные данные эксплуатационных характеристик многодисковой адаптивной фрикционной муфты, полученные с учетом и без учета трения в шлицевых соединениях. <...> Ключевые слова: многодисковая адаптивная фрикционная муфта, коэффициент усиления, коэффициент трения, точность срабатывания. <...> Предохранительные фрикционные муфты отличаются от сцепных (управляемых) тем, что они постоянно замкнуты и не могут быть принудительно включены или выключены во время работы. <...> В работах [1—4] приведены результаты исследований многодисковых управляемых сцепных муфт. <...> Исследования показали, что при учете сил трения в шлицевых соединениях дисков трения и полумуфт момент сил трения муфты повышается по сравнению с моментом, вычисленным без учета указанных сил. <...> Среди предохранительных муфт адаптивные фрикционные муфты (АФМ) занимают особое место благодаря повышенной точности ограничения нагрузки. <...> Это увеличивает эффективность защиты деталей и узлов приводов машин, а также уменьшает их массу и габариты. <...> Диски трения прижимаются друг к другу с усилием, которое создается пружиной, и момент сил трения, возникающий между ними, обеспечивает связь ведущих деталей с ведомыми. <...> Сила трения в шлицевых соединениях дисков с ведущими и ведомыми деталями уменьшает передаваемую на последующие диски распорную силу, однако в существующих исследованиях ее влияние не учитывается. <...> Исследования потерь распорной силы между дисками и их влияния на эксплуатационные характеристики в многодисковых АФМ не проводились. <...> Задача данной работы — уточненный расчет момента <...>