УДК 629.01 Теоретические исследования колебаний остова колесного трактора при работе в тяговом режиме Канд-ты техн. наук Ю. С. ЩЕТИНИН, М. Ю. ЕСЕНОВСКИЙ-ЛАШКОВ, А. И. СЕРГЕЕВ (Университет машиностроения (МАМИ), jsetinin@mail.ru) Аннотация. <...> Теоретически обоснована возможность самовозбуждения колебаний остова колесного трактора в продольной плоскости при работе в тяговом режиме. <...> Использованы зависимость радиуса качения пневматического колеса от вертикальной нагрузки на него и от величины крутящего момента, математическая модель качения пневматического колеса при переменной вертикальной нагрузке и двухмассовая линейная модель колебаний остова трактора в продольной плоскости. <...> Ключевые слова: колебательная система, математическая модель, самовозбуждение колебаний, радиус качения, пневматическая шина. <...> В общем случае под действием переменных внешних сил остов трактора будет совершать колебания. <...> Ограничимся рассмотрением колебаний только в продольной плоскости и только двух видов: вертикальных колебаний центра масс и угловых колебаний вокруг этого центра. <...> Схема сил и моментов, действующих на трактор (без учета моментов сопротивления качению колес), представлена на рис. <...> Здесь G — вес трактора; N1 и N2 — нормальные реакции со стороны опорного основания соответственно на передние и задние колеса; Pк1 и Pк2 — касательные силы тяги передних и задних колес; Pкр — крюковая нагрузка; Pj — вертикальная сила инерции остова; Mj — момент сил инерции остова относительно его центра масс; L — продольная база; a — расстояние от центра масс трактора до оси передних колес в горизонтальном направлении; h0 — расстояние от опорной поверхности до центра масс трактора; hкр — высота точки прицепа. <...> При отсутствии внешних сил, явно зависящих от времени, трактор равномерно перемещается в продольной плоскости. <...> Если трактор вывести из состояния равновесия, то за счет деформации упругих шин и элементов подвески его остов начнет совершать <...>