КАЧЕСТВО, НАДЕЖНОСТЬ УДК 541.67 Антикоррозионные свойства антифриза системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Канд. хим. наук А. А. ХОДЯКОВ (РУДН), канд. техн. наук В. В. БЕРНАЦКИЙ (Университет машиностроения (МАМИ), vladislav_bern@mail.ru), студ. <...> Установлено, что длительный контакт охлаждающей жидкости со сталью не изменяет ни состояние поверхности образцов, ни их массу. <...> Показано, что в условиях электрохимической коррозии поверхность стали при определенных условиях приобретает свойство антикоррозионного барьера. <...> Используемые в современных двигателях антифризы содержат ингибиторы коррозии металлов [1] — химически активные вещества, присутствие которых в агрессивной среде замедляет коррозию. <...> Их защитное действие связано с изменением состояния поверхности металла вследствие адсорбции ингибитора на поверхности (адсорбционные ингибиторы) или с образованием на этой поверхности при взаимодействии ионов металла с ингибитором малорастворимых в охлаждающих жидкостях соединений (пассивационные). <...> Наличие большого ассортимента используемых в двигателях внутреннего сгорания охлаждающих жидкостей требует проведения испытаний с целью выявления способности антифриза проявлять защитные свойства [2, 3]. <...> Коррозионное воздействие антифризов оценивают по потере массы образцов (ГОСТ 28084—89) металлов и сплавов, таких как медь, латунь, чугун, сталь, алюминий, припой. <...> Известно, что устойчивость железа в щелочной среде связана с его способностью образовывать на поверхности стали пленки, защищающие металл от дальнейшей коррозии. <...> Проведены опыты, которые показали, что и в среде антифриза, имеющего pH = 8,5.11, при определенных условиях формируется такая защитная пленка. <...> Прямым способом определить наличие защитной пленки, формирование которой происходит при контакте железа с антифризом, не представляется возможным. <...> Поэтому применялся косвенный метод определения присутствия пленки с использованием электролита <...>