Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 471209)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Студийная звукозапись и основы звукорежиссуры (244,00 руб.)

0   0
Первый авторБунькова Анна Дмитриевна
АвторыМещеряков Сергей Николаевич, Министерство образования и науки Российской Федерации , Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный педагогический университет" , Самакаева Марина Юрьевна
ИздательствоУральский государственный педагогический университет
Страниц174
ID347941
АннотацияВ монографии освещены различные технологические процессы профессиональной деятельности звукорежиссера, рассмотрено содержание учебной программы "Основы студийной звукозаписи" для подготовки бакалавров профиля "Музыкально-компьютерные технологии"
Кем рекомендованоРекомендовано Ученым Советом ФГБОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет" в качестве научного издания
Кому рекомендованоИздание адресовано студентам и магистрантам высших учебных заведений
ISBN978-5-8295-0324-6
УДК681.3.06
ББК3 81
Бунькова, А. Д. Студийная звукозапись и основы звукорежиссуры : монография / С. Н. Мещеряков, ред.: М. Ю. Самакаева, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный педагогический университет", А. Д. Бунькова .— Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2014 .— 174 с. — ISBN 978-5-8295-0324-6

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Студийная_звукозапись_и_основы_звукорежиссуры.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.172
Стр.173
Стр.174
Студийная_звукозапись_и_основы_звукорежиссуры.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» А.Д. Бунькова, С.Н. Мещеряков СТУДИЙНАЯ ЗВУКОЗАПИСЬ И ОСНОВЫ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ Монография Екатеринбург – 2014
Стр.1
УДК 681.3.06 ББК З 81 Б 91 Научный редактор: кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования М.Ю. Самакаева (Уральский государственный педагогический университет) Рецензенты: кандидат педагогических наук, профессор Л.Н. Земерова (Уральская государственная консерватория им. М.П. Мугорского) кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Л.Н. Пичугина (Уральский государственный педагогический университет) Бунькова А.Д., Мещеряков С.Н. Б 91 Студийная звукозапись и основы звукорежиссуры: монография / А.Д. Бунькова, С.Н. Мещеряков; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2014. 174 с. ISBN 978-5-8295-0324-6 Рекомендовано Ученым Советом ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» в качестве научного издания (решение № 340 от 30.12.2014). В монографии освещены различные технологические процессы профессиональной деятельности звукорежиссера, рассмотрено содержание учебной программы «Основы студийной звукозаписи» для подготовки бакалавров профиля «Музыкально-компьютерные технологии». Издание адресовано студентам и магистрантам высших учебных заведений. ISBN 978-5-8295-0324-6 УДК 681.3.06 ББК З 81 © ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». 2014 © Бунькова А.Д., Мещеряков С.Н. 2014 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 4 ГЛАВА 1. ЗВУКОВОЙ ОБРАЗ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ В ЗВУКОРЕЖИССУРЕ……………………………………………………………. 8 ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ЗВУКОВОГО ОБРАЗА…………………………………………………………………………… 28 ГЛАВА 3. ЗВУКОРЕЖИССУРА ТРАДИЦИОННАЯ (КЛАССИЧЕСКАЯ) И НЕТРАДИЦИОННАЯ (ДРАМАТИЧЕСКАЯ)………………………………….. 37 ГЛАВА 4. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЗВУКОРЕЖИССЕРА…………………… 46 ГЛАВА 5. УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ СТУДИЙНОЙ ЗВУКОЗАПИСИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»… 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 98 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………. 100 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 105 Приложение 1……………………………………………………………………. 105 Приложение 2…………………………………………………………………….. 106 Приложение 3…………………………………………………………………….. 109 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Революционные преобразования ХХ века в области информационнокоммуникационных технологий ознаменовались появлением новых аудиовизуальных средств для творчества взрослых и детей в области музыкального искусства. Во-первых, музыкальный компьютер значительно расширил возможности педагога в реализации задач общего музыкального образования и воспитания школьников. Во-вторых, музыкальный компьютер стал новым цифровым инструментом, который в последние годы успешно вошел в практику работы учреждений дополнительного художественного образования через учебные предметы «Клавишный синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов» и «Студия компьютерной музыки». Подготовка педагогов для данных дисциплин в настоящее время осуществляется в педагогических вузах в соответствии с Государственными образовательными стандартами по направлениям «050600.62 – Художественное образование, профиль «Музыкально-компьютерные технологии» и «050100 – Педагогическое образование, профиль Художественное образование. Музыкально-компьютерные технологии». Указанные направления – достаточно новая область в подготовке педагогических кадров. В рамках учебного плана этого профиля предусмотрено освоение студентами современных информационных технологий посредством изучения имеющихся на сегодняшний день пакетов прикладных программ, ориентированных на выполнение творческих и лабораторных работ, в том числе и звукозаписи. Данные умения и навыки необходимы им для последующего решения художественно-практических и образовательных задач в рамках преподавательской деятельности в профильных школах, средних и высших специальных учебных заведениях. Учебная дисциплина «Основы студийной звукозаписи» входит в блок дисциплин профильной подготовки и предполагает тесный контакт студента с компьютером и аппаратными средствами на лабораторных занятиях и при 4
Стр.4
самостоятельной работе с продуктами своего творчества. В данном случае компьютер и аппаратные средства становятся инструментом для овладения основными знаниями, умениями и навыками работы в области звукозаписи. Практика показывает, что в современной ситуации состояния общего и среднего образования в высшие педагогические учебные заведения на художественные направления, в том числе и на профиль «Музыкальнокомпьютерные технологии», приходят абитуриенты без базовой специализированной подготовки, поэтому обучение будущих бакалавров по дисциплинам профильной подготовки приходится вести «с нуля». Тем не менее, существует приблизительно 20-25% студентов с довузовской профильной специализированной музыкальной и/или компьютерной подготовкой, которым нет необходимости изучать повторно базовый курс звукозаписи. Соответственно преподаватель таким студентам должен предоставить комплекс заданий, рассчитанный на их уровень профессиональной подготовки. В настоящее время учебная дисциплина «Основы студийной звукозаписи» не обеспечена учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки Российской федерации. Имеющаяся учебно-методическая литература в основном представлена самоучителями, а специальная литература адресована студентам, обучающимся по профилю «Звукорежиссура» в высших учебных заведениях искусства и культуры. Таким образом, возникают следующие противоречия: – между потребностями общества, общеобразовательной школы и учреждений дополнительного художественного образования в специалистах, обладающих знаниями, умениями и навыками в области звукозаписи, и недостаточной разработанностью методического обеспечения процесса подготовки специалистов данного профиля в педагогических вузах; 5
Стр.5
– между наличием специальной литературы по работе со звуком и фактическим отсутствием систематизированных учебных пособий, которые могут быть применены в средних и высших учебных учреждениях. Обозначенные противоречия определяют актуальность проблемы разработки и научного обоснования содержания учебно-методического сопровождения процесса обучения студентов по курсу «Основы студийной звукозаписи». Монография состоит из пяти глав (разделов). В первых двух главах рассматриваются основополагающее понятие в звукорежиссуре – «звуковой образ», концептуальные основы его воплощения. В третьей и четвертой главах показаны особенности традиционной (классической) и нетрадиционной (драматической) звукорежиссуры, раскрыта специфика работы звукорежиссера в контексте ее возможностей в создании музыкальных спектаклей и качественной записи музыкальных произведений. В пятой главе разобрано содержание рабочей учебной программы «Основы студийной звукозаписи», приведены результаты опытной работы по проверке ее эффективности в подготовке педагогических кадров для общеобразовательной школы и учреждений дополнительного художественного образования. В приложения к монографии представлен материал опорных лекций и лабораторных занятий. Методологической основой исследования являются: – основные положения личностно ориентированной педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); – основные положения психолого-педагогической теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); – основные положения теории звукорежиссуры и музыкальной акустики (Е. Авербах, И.А. Алдошина, А. Вейценфельд, Н.Н. Дворко, В.Г. Динов); – работы, освещающие вопросы технологии студийной записи музыкальных произведений (Б.Я. Меерзон, А.В. Севашко, П. Уайт). 6
Стр.6
Материалы исследования прошли апробацию в течение 2010-2014 г.г. в процессе проведения занятий по курсу «Основы студийной звукозаписи» со студентами 2–4 курсов Института музыкального и художественного образования (профиль – Музыкально-компьютерные технологии) Уральского государственного педагогического университета; Основные теоретические положения, разрабатываемой в монографии проблемы, были опубликованы в ряде научных изданий [25; 26; 28; 29]. 7
Стр.7
И тогда мы сможем сохранять черновики мелодий, играть свободно с гармонией, аранжировать произведение в том стиле, к которому мы привыкли, подбирать самые подходящие звуки, записывать голоса вокалистов, видоизменять треки различными звуковыми эффектами и дотошно добиваться идеального частотного баланса. А после всего этого при помощи данного продукта выполнить мастеринг и привести альбом к самой последней степени готовности для записи на различные носители. CUBASE способна на многое. Единственное ограничение – способности человека, под чьим управлением программа находится. Но, конечно же, пользователю нужны знания, без которых он не сможет воспользоваться всем тем потенциалом, что заложен в программу. Это не просто музыкальный редактор, а полнофункциональная виртуальная студия. Программное обеспечение позволит легко аранжировать музыкальное творение, включить в него вокал и партии различных музыкальных инструментов, наложить на музыкальные треки различные Sound – эффекты. Возможности CUBASE обеспечивает необходимый частотный баланс и индивидуально настраиваемую громкость каждого трека до сведения композиции, а также неограниченную возможность «отката» к предыдущим версиям мелодии. Современное программное обеспечение уже не ограничено распределением треков на стереопанараме, а позволяет создавать круговые панорамы. Программа «Cubase» имеет следующие параметры: – частотная дискретизация оцифрованного звука до 96 кГц с разрядностью 32 бит, как для записи, так и для редактирования и воспроизведения треков; – возможность не только использовать подключаемые виртуальные синтезаторы (VST – инструменты), но и работа с VST-плагинами и DXплагинами (аудиоэффектами реального времени); – наличие микшера сигналов и опция управления студийным оборудованием; 172
Стр.172
– использование существующих и созданных пользователем Библиотек звуковых эффектов, циклов, файлов видеозаписи, и т.д.; – использование функций импорта и экспорта для оцифрованного звука в форматах, отличных от формата CUBASE – управление параметрами синтеза звука в графическом режиме и использование луп. Для более комфортной и быстрой работы используется механизм автоматизации параметров синтеза, обработки и воспроизведения звука. CUBASE включает в себя ряд редакторов поддержки внешних управляющих устройств. Для создания партий ударных инструментов используется специализированный редактор с функцией редактирования таблицы закрепления ударных инструментов за клавишами MIDI-клавиатуры. Использование логического редактора MIDI – данных позволяет автоматизировать сложные преобразования и создавать уникальные MIDI – партии из встроенных в программу MIDI – эффектов. Если пользователь не владеет нотной грамотой, он может воспользоваться клавишным MIDI-редактором для записи музыки. Этому же способствует редактор-список сообщений, который обеспечивает абсолютную точность установки значений параметров синтеза, длительностей и моментов извлечения звуков. Также есть возможность направить свою партитуру издателю и воспользоваться нотным редактором, входящим в CUBASE. Вопросы для самоконтроля 1. Компьютерные программы для записи и обработки звука 2. Типы микрофонов, назначение и направленность 3. Принципы звукозаписи. Многоканальная запись 4. Оборудование современной студии 5. Многоплановость и многопространственность. Панорамирование 6. Сведение и мастеринг 7. Носители информации 173
Стр.173
Научное издание Бунькова Анна Дмитриевна Мещеряков Сергей Николаевич СТУДИЙНАЯ ЗВУКОЗАПИСЬ И ОСНОВЫ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ Монография Фото на обложке Егора Мясникова Подписано в печать 30.12.2014 Формат 60х84 1/16 Бумага «Гознак». Гарнитура «Таймс». Печать на ризографе. Усл. печ. л. 10,8 Уч.-изд. л. 10,87 Тираж 500 экз. Заказ № 5250 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» 620017, Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26 E-mail: uspu@dialup.utk.ru Отпечатано в типографии ООО «Издательство УМЦ УПИ» 620078, Екатеринбург, ул. Гагарина, 35а, оф. 2 Тел.: 362-91-16, 362-91-17 174
Стр.174

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически