Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Грани  / № 109 1978

Триптих В.Е. Максимова (190,00 руб.)

0   0
Первый авторРжевский Леонид
Страниц38
ID346994
АннотацияВ судьбе Владимира Максимова отразились многие противоречия и изломы ХХ века. Писатель-диссидент, автор запрещенного в Советском Союзе романа "Семь дней творения". Романы «Карантин» и «Семь дней творенья», не принятые ни одним издательством, широко ходили в Самиздате. За эти романы их автор был исключен из Союза писателей, помещен в психиатрическую больницу. В эмиграции он написал «Прощание из ниоткуда» (1974-1982). Статья посвящена литературной критике этих трех романов.
Ржевский, Л. Триптих В.Е. Максимова / Л. Ржевский // Грани .— 1978 .— № 109 .— С. 229-266 .— URL: https://rucont.ru/efd/346994 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Максимова АЛГЕБРА И ГАРМОНИЯ Прежде всего — оговорка: сам В.Е.Максимов три своих последних романа („Семь дней творения", „Карантин" и „Прощание из ниоткуда"), может статься, столь слитыми друг с другом и не считает. <...> Но Сюльше всего го229 ворят они присутствием содержащегося в них искусства. <...> Присутствие искусства на страницах „Преступления и наказания" потрясает больше, чем преступление Раскольникова". <...> , когда я прочитал „Семь дней творения", была для меня ошеломительна: впечатление, что встретился с крупнейшим мастером рус230 ской нынешней прозы, как сложилось, так и не оставляет до сих пор. <...> Из „скульптурности" целого, пожалуй, и возникает представление об этих романах как о трилогии — трех сферических срезах, разных диаметров, но центричного совпадения, фактура которых определяется характером авторского творческого проникновения: в мир и историю („Семь дней творения"), в подручное окружение („Карантин"), в самого себя („Прощание из ниоткуда"). <...> Вот, скажем, экспозиция центрального образа романа — Петра Васильевича Лашкова. <...> Эту звучащую и органическую, казалось бы, слиянность героя и окружения, на 12-й странице романа, взрывает первый отступ: в разбитой витрине городского продмага, подле которой собралась толпа, красуется муляж копченого окорока, и зрелище это мгновенно перебрасывает Лашкова в годы его юности. <...> 232 Этот отступ оказывается для старика Лашкова неким „озарением", разрывает „какой-то мертвый круг, из которого долго и безуспешно в поисках выхода тянулась его окольцованная глухотою душа", и, как увидим в дальнейшем, становится как бы символом всей творческой интерпретации этого образа. <...> Экспозиция продолжается, и за замечательным по драматизму и психологической верности эпизодом с дочерью Антониной следует целый ряд „отступов", вводящих в повествование историю женитьбы Петра Лашкова и других спутников его большой и сложной жизни (брат Андрей, Фома Лесков, Воробушкин и др.) <...> . Отступы <...>