Предложены основные принципы теории функционирования механической энергии в технологических машинах. <...> Уравнения силовых и скоростных факторов составлены на основе аналитической механики. <...> Выведены расчетные формулы активной и реактивной мощности для передач с упругими и инерционными элементами. <...> При разработке теории энергосбережения исходим из понятия технологической машины как технической системы, выполняющей, как правило, механические движения и служащей для преобразования материалов, энергии и информации с целью повышения их потребительских качеств, замены или облегчения физического или умственного труда. <...> Технологическая машина имеет как минимум двигатель (Дв), передаточный (или преобразующий) механизм (ПМ) и рабочий орган (РО) [1]. <...> За основу разработки теории функционирования энергии в технологических машинах взята теория силового потока, разработанная А. С. Антоновым применительно к силовым передачам транспортных машин [2]. <...> Примем в качестве энергоносителя в технологической машине явление — механическое движение материальных тел. <...> Отсюда вытекает основной принцип энергосбережения в машинах — сбережение механического движения, оцениваемого силовыми Q и скоростными q факторами. <...> При движении в пространственно-временно´й системе координат осуществляется качественное (изменяется вид энергии) и количественное (изменяются параметры движения) преобразование энергии. <...> В качестве теоретической основы нами выбрана аналитическая механика. <...> Для технологических машин, выполняющих, как правило, механические движения, в качестве силового фактора передачи энергии выбрана обобщенная сила Q, которая в частных случаях может выступать в виде механической (по Ньютону) силы либо вращающего момента. <...> Относительным скоростным фактором служила обобщенная координата q, которая в частных случаях может выступать в виде перемещения (траектории) либо угла поворота. <...> Как отмечалось ранее, энергоноситель <...>