Приведены некоторые известные сведения по воздействию на топливо и воздух ДВС для уменьшения ими расхода топлива, а также результаты эксплуатации разработанного парогенератора на тракторе МТЗ-82. <...> Люди тушат пожары, заливая огонь концентрированными потоками воды, а природа — обширной зоной диспергированной влаги. <...> А вот взаимоотношения горения и влаги в микромире неочевидны. <...> Установлено немало удивительных явлений: сухой бензин не горит; угольная пыль горит лучше, 30 если она смочена водой; водо-топливные эмульсии с водой до 50 % и более позволяют уменьшать расход топлива, имеют почти столетнюю историю и с успехом используются в промышленных котлах при сжигании мазута. <...> Итак, синергетика примирения воды с огнем в микромире в полной мере неясна, а при использовании ее в ДВС появляется опасность ржавления цилиндро-поршневой группы и дизельной топливной аппаратуры, а также их водородного изнашивания. <...> Введение дисперсии воды в топливо или пара во впускной воздушный заряд проводится в мире и в нашей стране довольно давно, например, на судовых дизелях и автомобильных ДВС отдельными энтузиастами с послевоенного времени. <...> Но они не нашли серийной реализации у моторостроителей. <...> Так, автолюбители с давних пор вводили медицинские шприцы в воздушные патрубки моторов легковых автомобилей, а из них через трубки отсасывалась вода из небольших бачков. <...> Топливный дефицит и рост цен подвигли продвинутых изобретателей и на масштабные наработки. <...> Расхожее представление о работе диспергированной воды в топливе таково: высокодисперсные частицы воды, содержащиеся в топливе или во впускном воздухе, при их прогреве в цилиндре ДВС превращаются в паровые пузырьки, мгновенно дробящие топливные капли на мельчайшие частицы. <...> Капли топлива быстрее прогреваются, интенсивнее взаимодействуют с кислородом, образующимся в результате диссоциации воды (?), воспламеняются, перемешиваются уже с кислородом воздушного заряда <...>