Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Грани  / № 108 1978

Мистический план романа "Бесы" (190,00 руб.)

0   0
Первый авторУмрихина Светлана
Страниц25
ID346506
АннотацияВ статье дан литературный анализ мистического плана романа Достоевского Ф. М. "Бесы", художественного образа бесовства, проецируемый автором на весь роман.
Умрихина, С. Мистический план романа "Бесы" / С. Умрихина // Грани .— 1978 .— № 108 .— С. 187-211 .— URL: https://rucont.ru/efd/346506 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Светлана УМРИХИНА МИСТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОМАНА «БЕСЫ» Опыт лингва-стилистического анализа Большинство исследователей Достоевского соглашаются на том, что, помимо основного житейского сюжета, в романе «Бесы» существует мистический план, повествующий об инфильтрации темных сил — бесов — в жизнь людей и их разрушительной деятельности. <...> Указанием на существование мистического плана служат оба эпиграфа, поэтому, прежде всего, мы постараемся выявить элементы художественного воплощения эпиграфов в тексте романа. <...> Художественный образ первого эпиграфа — метель, бесовская вакханалия, сбившая с дороги запоздавшего путника. <...> 188 лись д о странности» , «бранились, вменяя себ е эт о в честь», «д о невероятност и высок», «маневрируя окол о них», «льнули ко всему этом у новом у сброду» , «позорн о заискивали», «неистовы е рукоплескания», «коллективный протест» , «смотрел и с презрение м и нескрываемою насмешкой», «принимала их с жадность ю и с истерическим нетерпением», «хлынул о еще больш е народу», «посыпались в глаза обвинения», «скандал непозволительный», «бесцеремонност ь обвинений» и многие другие. <...> Бес, который «их водит и кружит по сторонам», — это Петр Степанович Верховенский. <...> 190 что-то неутомимо злобное, казалось В абстрактной атмосфере зла материализируются бесы в человеческом образе: «В смутное время колебания и перехода всегда и везде появляются разные людишки. <...> Бесы мелкие — легион слабых и подлых людишек (столичное общество, население губернского города), бесы крупные, — руководящие ими, действующие сознательно и методически (Петр Верховенский, Липутин, Толкаченко). <...> Над клубом, над почтенными сановниками, над генералами на деревянных ногах, над строжайшим и неприступнейшим дамским обществом». <...> Вспомним, что зло носилось в воздухе уже ранее. <...> Подводя итог нашим наблюдениям, мы можем сказать, что художественный образ первого эпиграфа — бесовская метель — проектируется автором на весь роман. <...> Кроме одного <...>