Светлана УМРИХИНА МИСТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОМАНА «БЕСЫ» Опыт лингва-стилистического анализа Большинство исследователей Достоевского соглашаются на том, что, помимо основного житейского сюжета, в романе «Бесы» существует мистический план, повествующий об инфильтрации темных сил — бесов — в жизнь людей и их разрушительной деятельности. <...> Указанием на существование мистического плана служат оба эпиграфа, поэтому, прежде всего, мы постараемся выявить элементы художественного воплощения эпиграфов в тексте романа. <...> Художественный образ первого эпиграфа — метель, бесовская вакханалия, сбившая с дороги запоздавшего путника. <...> 188 лись д о странности» , «бранились, вменяя себ е эт о в честь», «д о невероятност и высок», «маневрируя окол о них», «льнули ко всему этом у новом у сброду» , «позорн о заискивали», «неистовы е рукоплескания», «коллективный протест» , «смотрел и с презрение м и нескрываемою насмешкой», «принимала их с жадность ю и с истерическим нетерпением», «хлынул о еще больш е народу», «посыпались в глаза обвинения», «скандал непозволительный», «бесцеремонност ь обвинений» и многие другие. <...> Бес, который «их водит и кружит по сторонам», — это Петр Степанович Верховенский. <...> 190 что-то неутомимо злобное, казалось В абстрактной атмосфере зла материализируются бесы в человеческом образе: «В смутное время колебания и перехода всегда и везде появляются разные людишки. <...> Бесы мелкие — легион слабых и подлых людишек (столичное общество, население губернского города), бесы крупные, — руководящие ими, действующие сознательно и методически (Петр Верховенский, Липутин, Толкаченко). <...> Над клубом, над почтенными сановниками, над генералами на деревянных ногах, над строжайшим и неприступнейшим дамским обществом». <...> Вспомним, что зло носилось в воздухе уже ранее. <...> Подводя итог нашим наблюдениям, мы можем сказать, что художественный образ первого эпиграфа — бесовская метель — проектируется автором на весь роман. <...> Кроме одного <...>