УДК 621.855:658.512.2(031) Основы проектирования цепных передач с повышенными передаточными отношениями Инж-ры Н. И. <...> На основе анализа работы цепного привода намечены пути его совершенствования, разработан расчет и основы проектирования цепных передач с повышенными передаточными отношениями длительной работоспособности. <...> Ключевые слова: цепная передача, передаточное отношение, число зубьев звездочек, шаг цепи, износ цепи. <...> Цепная передача в приводах различных машин, главным образом с.-х., нашла широкое применение благодаря простоте ее конструкции и эксплуатации, а также возможности передачи больших нагрузок между валами на значительные расстояния. <...> При этом конструкторы отдают предпочтение цепной передаче, так как она исключает промежуточные зубчатые колеса. <...> В тех случаях, когда необходимо создать привод между параллельными валами с повышенными передаточными отношениями (например >6, а тем более 20—40), безусловно предпочтительна зубчатая передача. <...> Сюда следует отнести приводы механизмов зернобобовых жаток, различного рода сушильных камер, смесителей и др. машин. <...> В этом случае изготавливаются зубчатые колеса в ряде случаев диаметром >2 м, которые не только сложны в изготовлении, но и представляют трудности монтажа. <...> В сложившейся практике проектирования приводов при значительных передаточных отношениях цепные передачи не применяются из-за того, что приводная цепь, получив незначительное удлинение, теряет зацепление со звездочкой большего диаметра. <...> В специальной литературе [1, 3] в цепных передачах со втулочно-роликовой цепью рекомендуется прини26 мать наибольшее число зубьев звездочек m100—120, с зубчатой цепью m120—140 зубьев. <...> При этом увеличение шага цепи в процессе эксплуатации не превышает 2,3—3 % вследствие потери зацепления с большей звездочкой [2]. <...> Рекомендации по восстановлению зацепления цепи со звездочкой в этих источниках отсутствуют. <...> Цель данной работы — разработка конструкций цепных передач <...>