Петр Одабашьян | Духовный мир героев А. И. Солженицына Настоящая работа посвящена главным образом праведникам в произведениях А. И. Солженицына, душевной красоте его героев и их верности извечным принципам добра, совести и любви к людям. <...> Костоглотов, главный герой повести «Раковый корпус», даёт прочитать одному из больных, Ефрему Поддуеву, книжку рассказов Льва Толстого. <...> Поддуев читает рассказ «Чем люди живы?» и задает этот вопрос всем больным в палате. <...> В чем же суть этого рассказа и почему именно его выбрал Солженицын? <...> И только те люди, которые живут по этим заповедям, несут в себе образ Божий, а отказавшись от них, 246 ДУХОВНЫЙ МИР ГЕРОЕВ А. СОЛЖЕНИЦЫНА <...> В произведениях Солженицына поражает широкая галерея образов, которые по их моральным качествам, по их отношению к другим людям как бы располагаются вокруг полюсов добра и зла. <...> Эта поляризация героев по принципу добра и зла и есть, по моему мнению, основной мотив всех его произведений. <...> Таковы, например, Волковой в «Одном дне Ивана Денисовича», генерал Бульбанюк, майор Шикин, сексот Сиромаха и другие «В круге первом», Русанов и его дочь в «Раковом корпусе», лейтенант Овчухов в пьесе «Олень и шалашовка», да всех и не перечесть. <...> На другом полюсе мы видим воплощение доброты и самопожертвования, любви и душевной красоты. <...> Это и баптист Алешка, и простая крестьянка Матрёна, и инженер Герасимович, и девушка Агния, и многие другие. <...> Эти носители святости в произведениях Солженицына в основном аполитичные и асоциальные люди, их особенность заключается в том, что в каждом человеке они видят, прежде всего, личность, а не средство для достижения каких-либо политических или материальных целей. <...> К вершинам духовной красоты они приходят через страдания и лишения, выбирая тернистый путь вместо сделки с совестью; политическая свобода занимает их гораздо меньше внутренней — духовной, поэтому даже власть зла им зачастую не страшна. <...> Здесь следует упомянуть Вадима из «Ракового <...>