Ключарёв, И.Н. Трофимова КЛЮЧАРЁВ Григорий Артурович, доктор философских наук, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН. <...> Принята к печати: 14.07.2015 Работа подготовлена при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта “Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах” (№ 14-28-00218) Аннотация. <...> Предметом анализа выступает противоречие между конкретным целеполаганием образовательного процесса и многообразием и непредсказуемостью политической жизни, которое особенно ярко проявляется в обществах переходно-инверсионного типа, в том числе в российском. <...> В работе обосноваются подходы к построению современной модели гражданского образования, обеспечивающей функционально-динамическое взаимодействие политической системы и ее социальной среды. <...> Рассматриваются теоретические наработки, способные составить концептуальную основу современной модели гражданского образования. <...> Обосновывается представление о перспективах компетентностного подхода, в рамках которого приобретает значение не только согласование когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов гражданского образования, но также его эффективная реализация в отношениях гражданина с общественными и политическими институтами. <...> С учетом востребованности “навыков XXI века” (лидерство, критическое мышление, умение решать проблемы, индивидуальная ответственность, сотрудничество и любознательность) рассматриваются точки их преломления в сфере гражданского образования (гражданская активность, рациональное поведение, баланс интересов государства, общества и индивида и др.) <...> Делается вывод, что решение противоречия между образованием и политикой возможно в рамках самого широкого подхода к определению гражданского образования. <...> Гражданское образование – это все процессы, которые <...>