Светлана Коваленко. Феномен Лидии Чарской
----------------------------------------------------------------------Чарская
Л.А. Записки институтки / Сост. и послесл. С.А.Коваленко
М.: Республика, 1993
OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), 6 октября 2003 года
----------------------------------------------------------------------Весной
1893 года состоялся очередной выпуск Павловского института
благородных девиц в Санкт-Петербурге. Все шло по определенному и не
подлежащему переменам, как и сама жизнь в стенах института, регламенту. На
другой день после экзаменов лучших везли во дворец для получения медалей из
рук государыни Марии Федоровны, под
Смольный,
Екатерининский,
Николаевский,
попечительством которой находились
Патриотический и Павловский
институты. Среди воспитанниц Павловского института была и Лидия Алексеевна
Чурилова (1875 - 1937), вскоре получившая всероссийскую и европейскую
известность как Лидия Чарская.
Уже в самом псевдониме, выбранном вчерашней институткой, как бы таился
секрет ее будущей популярности. У читающей публики было "на слуху"
бальмонтовское - "чуждый чарам черный челн...". Чарская сразу же стала
"чаровницей" юных сердец. И сам эпитет "чарующий" делается непременным в ее
повествовании: "чарующий взгляд", "чарующий аромат", "чарующий вечер" и
т.п.
По-видимому, и ее талант был необходим в напряженной, взрывоопасной
атмосфере предреволюционной эпохи. Ошеломляющий, массовый успех Чарской
среди юношества можно сравнить лишь с успехом у публики Александра
Вертинского, первого русского шансонье XX века, обращавшего свои песенки к
"маленькому человеку" - страдающему, умеющему любить, исполненному чувства
достоинства.
Лидии Чарской удивительно не повезло с критикой, не захотевшей (или не
ее понять.
сумевшей)
Резко критические оценки нарастали как бы
пропорционально ее успеху у юных читателей. Феномен Чарской вызывал
недоумение.
Журнал "Русская школа" в девятом номере за 1911 год сообщал: "В восьми
женских гимназиях (I, II и IV классы) в сочинении, заданном учительницей на
тему
"Любимая книга", девочки почти единогласно указали произведения
Чарской. При анкете, сделанной в одной детской библиотеке, на вопрос, чем
не нравится библиотека, было получено в ответ: "Нет книг Чарской".
Один из критиков в статье
"За что дети обожают Чарскую",
опубликованной в журнале "Новости детской литературы" (1911, февраль, Э 6),
писал: "Как мальчики в свое время увлекались до самозабвения Пинкертоном,
так девочки "обожали" и до сих пор "обожают" Чарскую. Она является
властительницей дум и сердец современного поколения девочек всех возрастов.
Все, кому приходится следить за детским чтением, и педагоги, и заведующие
библиотеками, и родители, и анкеты, проведенные среди учащихся, единогласно
утверждают,
что книги Чарской берутся читателями нарасхват и всегда
вызывают у детей восторженные отзывы и особое чувство умиления и
благодарности..."
Некоторые критики были недовольны тем, что "дети обожают Чарскую". Но
ее продолжали "обожать", вопреки всем критическим утверждениям, что это
лишь следствие отсутствия "настоящей" детской литературы и что Чарскую
читали в основном дети чиновников и мещан, а дети из интеллигентных семей и
не читали, и не любили.
В 1912 году К.И.Чуковский опубликовал серию литературных портретов, не
только развенчивавших, но и уничтожавших литературных кумиров того времени
- Вербицкую, Арцыбашева, Чарскую. (Критики либерального направления не
хотели принимать этих писателей, видели в их произведениях, снискавших
большой успех у читателя,
проявление дурного вкуса, охранительные
тенденции, не способствующие революционному развитию событий в России.)
Однако статья Чуковского о Чарской лишь увеличила, как свидетельствуют
Стр.1