Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Грани  / № 81 1971

Неоконченный Достоевский. (К стопятидесятилетию со дня рождения) (90,00 руб.)

0   0
Первый авторРедлих Роман
Страниц11
ID343566
АннотацияСтатья написана к стопятидесятилетию со дня рождения Достоевского Ф. М. и посвящена обзору его творчества.
Редлих, Р. Неоконченный Достоевский. (К стопятидесятилетию со дня рождения) / Р. Редлих // Грани .— 1971 .— № 81 .— С. 111-121 .— URL: https://rucont.ru/efd/343566 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Литературная критика Роман Редлих Неоконченный Достоевский К стопятидесятилетию со дня рождения Согласно советскому «Философскому словарю» издания 1963 года, «Достоевский, Федор Михайлович (1821 — 1881) — русский писатель, один из выдающихся представителей критического реализма. <...> Ограничив гуманизм заботой о духовном освобождении личности, Достоевский не сумел в своих взглядах подняться выше идеи нравственного самоусовершенствования личности». <...> Русский интеллигент, с которым проводят такие беседы, терзается, как Иван Карамазов (вспомните удивительную главу: «Чёрт. <...> РЕДЛИХ нако, самими русскими уже в начале нашего века, в эпоху предреволюционного религиозно-философского возрождения. <...> Мировая оценка Достоевского определилась уже тогда, и в этой оценке сохраняется до сих пор характерная для того времени особенность: не слепота, — о, нет! — но своего рода близорукость в анализе зла. <...> В переживании конкретного, эмпирического, земного человеческого зла первооткрыватели философии Достоевского — Сергей Булгаков, Мережковский, Розанов, Шестов, Бердяев — вовсе не так уж далеко ушли от Радищева, Белинского, Михайловского. <...> Их протест против безобразия и неустройства земного, как и протест молодого Достоевского, питается любовью к человеку и острой жалостью к униженным и оскорбленным. <...> Но мистицизм их ущербен: в нем отсутствует мистика зла. <...> Диалектика человекобожества — и в самом деле, одна из главных тем Достоевского — раскрыта и Розановым, и Булгаковым, и Мережковским, и особенно Бердяевым полностью и с потрясающим мастерством. <...> Зло понимается, главным образом, как отсутст112 НЕОКОНЧЕННЫЙ ДОСТОЕВСКИЙ ewe добра. <...> И только один Бердяев — да и то после революции — сумел чуть-чуть приподнять завесу над диавольской основой зла, употребив в «Миросозерцании Достоевского» несколько раз слово «бесы» не как заглавие романа. <...> Для Сергея Булгакова, одного из первооткрывателей «философии» Достоевского («Иван Карамазов <...>