Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638458)
Контекстум
Электро-2024

Гулящие люди

0   0
Первый авторЧапыгин Алексей Павлович
Издательство[Б.и.]
Страниц357
ID3434
Кому рекомендованоИсторическая проза
Чапыгин, А.П. Гулящие люди : Роман / А.П. Чапыгин .— : [Б.и.], 1937 .— 357 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/3434 (дата обращения: 12.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Алексей Павлович Чапыгин Гулящие люди Источник текста: А. П. Чапыгин. <...> Предисловие Алексей Павлович Чапыгин вошел в литературу в бурные годы первой русской революции. <...> Своим литературным учителем Чапыгин называл В. Г. Короленко, который бережно, но и критично наставлял молодого автора: лишь в 1903 году он дал "добро" на первую публикацию очерка "Зрячие", который появился в рождественском приложении газеты "Биржевые ведомости". <...> С начала 30-х годов и до самой смерти А. П. Чапыгин работает над романом "Гулящие люди". <...> В самом деле, на третий год воцарения Алексея Михайловича на престол вспыхнул Соляной бунт (1648), в 1662 году - Медный бунт, а спустя восемь лет разразилась неслыханная Крестьянская война во главе со Степаном Разиным, постепенно складывались условия для "хованщины", стрелецкого бунта, разразившегося через шесть лет после смерти царя. <...> И сам Сенька, которого поначалу влекут больше обстоятельства, чем разум, формируется как сознательный борец за справедливость, организатор народного движения именно в этой социально неопределенной среде. <...> В целом же бунтарская среда, сподвижники Сеньки и Таисия изображены точно, в духе своего, допетровского, времени. <...> Предводитель разбойников с большой Ярославской дороги Ермилка восстает против помещика, обманувшего крестьян своей деревни и упивавшегося своей безнаказанностью. <...> Великолепен образ Домки, разбойничавшей сначала в пользу барина своего по его же наущению и обернувшей в конце концов оружие против угнетателей. <...> Часть первая Начало Сенькиной жизни Сенька, стрелецкий сын, рос под материнской строгостью и заботой. <...> Кости лопаток выдвигались гораздо вперед, оттого было холодно спине без запояски; если же Сенька опоясывался высоко, под грудями, то мать била его: - Вяжи пояс по чреслам, противу того, как святые отцы запоясывались... не немчин ты, сын стрелецкий! <...> - Нелепые у тебя, парнишко, руки, ниже колен висят <...>
Гулящие_люди.pdf
Алексей Павлович Чапыгин Гулящие люди Источник текста: А. П. Чапыгин. Гулящие люди. М.:Московский рабочий, 1984. Scan, OCR&Spelcheck Stanichnik, 2008. Предисловие Алексей Павлович Чапыгин вошел в литературу в бурные годы первой русской революции. Вошел не юношей, не литературным мальчиком, за ним стоял громадный жизненный опыт. Он родился 18 октября 1870 года в деревне Закумихинской Каргопольского уезда Олонецкой губернии в бедной крестьянской семье. Тринадцати лет отправился в Петербург, в ученье к маляру. Лишь через пять лет пробился в подмастерья "живописно-малярного ремесла" и полтора десятилетия проработал в этом звании, отдавая все свободное время писательству. Однако первый рассказ был написан лишь в 1895 году. Д. В. Григорович, признав опыт молодого прозаика неудачным, увидел в нем ростки таланта интересного. Разговор с мастером гоголевской еще "натуральной школы" окрылил начинающего писателя. Своим литературным учителем Чапыгин называл В. Г. Короленко, который бережно, но и критично наставлял молодого автора: лишь в 1903 году он дал "добро" на первую публикацию очерка "Зрячие", который появился в рождественском приложении газеты "Биржевые ведомости". Рассказы А. Чапыгина о жизни петербургской бедноты, составившие впоследствии сборник "Нелюдимые", отличало прочное, на своей шкуре испытанное знание быта, характеров обитателей столичных трущоб, недавних крестьян, подавшихся в город с мечтою вырваться из беспросветной нужды. Стихийным был их уход в неласковый, жестокий Петербург, стихийным был их протест, когда рухнули последние надежды на сколько-нибудь сносное существование среди "черной громады городских домов", где фабричные трубы представляются человеку огромными метлами, которыми смерть "сметает в могилу людей". Ярче, самобытнее раскрылся талант А. Чапыгина в рассказах сборника "По звериной тропе", повестях "Белый скит", "На Лебяжьих озерах". Здесь писатель обратился к своей родине - глухой северной деревне, затерявшейся в дремучих сказочных лесах. Рассказы и повести А. Чапыгина о деревне погружают читателя в стихию народной речи, сохранившей древние формы русского языка. В тех краях, где прошло детство писателя, еще неприкосновенны оставались обряды, предания седой старины, как о вчерашнем рассказывали деды о вольном городе Новгороде, о Змее Тугарине и Микуле Селяниновиче, о войнах Ивана Грозного и персидском походе Стеньки Разина. История мешалась с былиной, сказкой, а XX век тихо, малозаметно еще подмывал устои домостроя. Мощные, богатырские характеры сламывались нищетой, их добивало патриархальное невежество, и лес, природа не спасали: в дореволюционных произведениях А. Чапыгина природа при всей своей красоте встает такой же мрачной силой, как и холодный, бездушный к слабому человеку город. Дореволюционный период творчества А. Чапыгина был периодом интенсивного ученичества. Еще в 1900 году молодой писатель познакомился с теоретиком символизма Вячеславом Ивановым, участвовал в его литературных "средах", читал свои произведения в салонах законодателей литературных течений. Высокая культура кружков художественной интеллигенции, атмосфера требовательности к слову, царившая в них, многое дали вчерашнему подмастерью. В строгих анализах, в спорах о форме оттачивался эстетический вкус, обострялось чувство языка. Правда, атмосфера пессимизма, разлившаяся по стране в годы реакции, мистические искания русских декадентов оказали свое влияние и на Чапыгина. А. М. Горький, с которым Чапыгин познакомился в 1915 году, высоко оценил повесть "Белый скит", прочитанную позже в рукописи "На Лебяжьих озерах", но отказался переиздавать написанную в мистических тонах повесть "Смертный зов", не напечатал созданную в том же духе повесть "Сувенир". С первого дня знакомства и до последних дней своей жизни А. М. Горький с пристальным и одновременно требовательным вниманием следил за развитием таланта А. Чапыгина и материально и духовно поддерживал одаренного писателя, пришедшего в литературу "из людей". После Великой Октябрьской революции в творчестве А. Чапыгина наступает перелом. Сначала
Стр.1