УДК 621.43.629 Исследование влияния послойной продувки на экономичность и экологичность двухтактного двигателя Канд-ты техн. наук В. А. КАРАСЕВ, И. Л. СОКОЛОВ, инж-ры В. Н. КУКЛИН, А. В. ХАПСКИЙ, Р. А. КУЛИКОВ (Костромская ГСХА, vakar@ksaa.edu.ru) Аннотация. <...> Исследованы различные конструкционные схемы двухтактных двигателей, позволяющие заметно повысить их экономичность и сократить выбросы вредных веществ. <...> Ключевые слова: двухтактный двигатель, физическое моделирование, коэффициент избытка воздуха, впрыск топлива, послойное смесеобразование, послойная продувка. <...> В основе работы любого двигателя, работающего на углеводородном топливе, лежит процесс преобразования тепловой энергии топлива при его сгорании в механическую работу. <...> Указанные двигатели обеспечивают высокую мощность на единицу рабочего объема цилиндра, достаточно хорошую экономичность, влияющую на расход топлива, и умеренную токсичность отработавших газов (ОГ), которую снижают средствами нейтрализации. <...> Вместе с тем на многих видах малогабаритной техники, используемой в сельском хозяйстве, такой как минитракторы, мотокосилки, пусковые двигатели, триммеры, в качестве источников энергии применяются одно- и двухцилиндровые двигатели, работающие по двухтактному циклу. <...> Главное преимущество двухтактного цикла — более высокая литровая мощность, поскольку рабочий ход в таких двигателях происходит в два раза чаще по сравнению с четырехтактными при одинаковой частоте вращения коленчатого вала. <...> Но основные недостатки этих двигателей, сдерживающие их широкое распространение, — низкая экономичность и более высокая токсичность ОГ. <...> Принципиальное отличие двухтактных двигателей от четырехтактных заключается в отсутствии впускных и выпускных клапанов. <...> Газообмен в цилиндре осуществляется через впускные, выпускные и продувочные окна, 12 расположенные на поверхности цилиндра. <...> Для процесса газообмена используется также объем кривошипношатунной <...>