ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ УДК 621.43.068.5 Принципы построения математической модели современного малотоксичного дизеля для транспортно-технологических средств и сельхозмашин Д-р техн. наук В. Ф. КАМЕНЕВ, инж. <...> Рассматриваются принципы математического моделирования термодинамических и газодинамических процессов в современном дизельном двигателе и расположенных на выпуске системах снижения содержания вредных веществ: окислительном нейтрализаторе, сажевом фильтре с системой регенерации и нейтрализаторе селективного восстановления оксидов азота. <...> Ключевые слова: дизель, математическое моделирование, вредные выбросы, оксиды азота, дисперсные частицы, окислительный нейтрализатор, сажевый фильтр, нейтрализатор селективного каталитического восстановления. <...> Регламентируемые Правилами ЕЭК ООН № 49 и 96 нормативные требования по ограничению выброса дизельными двигателями вредных веществ, в частности оксидов азота и дисперсных частиц, не могут быть выполнены без оптимизации рабочего процесса и использования комплекса систем и устройств для очистки отработавших газов (ОГ). <...> Диапазон эффективной работы устройств для очистки ОГ строго определяется температурным режимом реакционной камеры, а значит, температурами ОГ на входе в них. <...> При температурах ниже 250 °C они теряют способность конверсии вредных веществ, а при температурах выше 900 °C происходит так называемое термическое старение подложки катализатора. <...> Для этого после холодного пуска двигателя нужно как можно быстрее поднять температуру каталитического блока выше 250 °С и поддерживать ее в диапазоне 300—800 °C на всех эксплуатационных режимах, не давая опуститься ниже 250 °С при минимальных скоростных и нагрузочных режимах двигателя и подняться выше 900 °C при его максимальных режимах. <...> Температура реакционного пространства этих устройств зависит от температуры ОГ на выходе из двигателя и снижается в процессе их движения <...>