ГРАНИ ШАФАРЕВИЧ О СОЦИАЛИЗМЕ Новый труд Шафаревича можно рассматривать как продолжение, в более развернутой форме, дискуссии, начатой им в статье «Социализм», вошедшей в сборник «Из-под глыб» (изд-во YMCA-PRESS, Париж, 1974 г.). <...> Основной замысел автора — восстановить исторический контекст развития социализма как мировоззрения и как общественногосударственного образования, а также особо выделить те тенденции, которые, от Платона до Маркса, от государства инков до СССР сегодняшнего дня, явились идейными константами социализма. <...> Сама структура книги отвечает ее дискуссионной направленности. <...> За общим обзором «хилиастического» (1-я часть) и «государственного» (2-я часть) социализма следует подробный философский и макроисторический разбор описанных явлений, в ходе которого Шафаревич предлагает читателю свои выводы, в частности, о стремлении к самоуничтожению человечества, заложенном, по его мнению, в основу всего социалистического учения. <...> Необходимо подчеркнуть, что автор отнюдь не претендует давать исчерпывающие ответы на те многочисленные и комплексные вопросы, которые, естественно, возникают на протяжении без малого 400 страниц его исследования. <...> Его замечания и заключения больше служат нам ориентирами в процессе собственного размышления, нежели истолкованием приводимых им фактов. <...> Одним из величайших достоинств книги Шафаревича является богатство и разносторонность используемого материала. <...> Можно лишь удивиться редкой исторической и философской эрудиции человека, образование и специальность которого не имеют априори даже косвенного отношения к гуманитарным наукам. <...> Например, она ярко освещает социалистические тенденции, наблюдавшиеся в учении еретических сект конца средневековья (катары, табориты, адамиты и т. д.) <...> . Именно в силу ее документальной насыщенности можно с уверенИ. <...> 272 ГРАНИ ностью сказать, что книга Шафаревича явится важным вкладом в обсуждение одной из ключевых проблем современности <...>