Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Социально-гуманитарный институт Кафедра культурологии Уровень подготовки кадров высшей квалификации: аспирантура ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Рабочая программа дисциплины Направления подготовки: 44.06.01 «Образование и педагогические науки» (Научные специальности: 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования») 46.06.01 «Исторические науки и археология» (Научная специальность: 07.00.10 «История науки и техники») 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение» (Научная специальность: 09.00.01 «Онтология и теория познания») 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» (Научная специальность: 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение») 44.06.01 «Культурология» (Научные специальности: 24.00.01 «Теория и история культуры», 24.00.03 «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов») Квалификация выпускника: «Исследователь. <...> Утверждена на заседании учебно-методического совета социально-гуманитарного института КемГУКИ 16.04.2015 г., протокол № 7. <...> Введение в методологию социально-гуманитарных исследований [Текст]: рабочая программа по направлениям подготовки: 44.06.01 «Образование и педагогические науки» (научные специальности: 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»); 46.06.01 «Исторические науки и археология» (научная специальность 07.00.10 «История науки и техники»); 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение» (научная специальность 09.00.01 «Онтология и теория познания»); 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» (научная специальность 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»); 44.06.01 «Культурология» (научные специальности: 24.00.01 «Теория и история культуры», 24.00.03 <...>
Введение_в_методологию_социально-гуманитарных_исследований_рабочая_программа.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Социально-гуманитарный институт
Кафедра культурологии
Уровень подготовки кадров высшей квалификации:
аспирантура
ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Рабочая программа дисциплины
Направления подготовки:
44.06.01 «Образование и педагогические науки»
(Научные специальности:
13.00.05 «Теория, методика и организация
социально-культурной деятельности»,
13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»)
46.06.01 «Исторические науки и археология»
(Научная специальность: 07.00.10 «История науки и техники»)
47.06.01 «Философия, этика и религиоведение»
(Научная специальность: 09.00.01 «Онтология и теория познания»)
45.06.01 «Языкознание и литературоведение»
(Научная специальность: 05.25.03 «Библиотековедение,
библиографоведение и книговедение»)
44.06.01 «Культурология»
(Научные специальности:
24.00.01 «Теория и история культуры»,
24.00.03 «Музееведение, консервация и реставрация
историко-культурных объектов»)
Квалификация выпускника:
«Исследователь. Преподаватель-исследователь»
Форма обучения: очная, заочная
Кемерово 2015
1
Стр.1
Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами высшего образования по подготовке
кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлениям
подготовки:
44.06.01 «Образование и педагогические науки»
(утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 902 от 30 июля 2014 г.), 46.06.01 «Исторические науки и археология»
(утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 904 от 30 июля 2014 г.), 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение»
(утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 902 от 30 июля 2014 г.), 45.06.01 «Языкознание и литературоведение»
(утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 903 от 30 июля 2014 г.), 51.06.01 «Культурология» (утв. приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации № 1038
от 22 августа 2014 г.).
Составитель – доктор культурологии, профессор кафедры культурологии
Г. Н. Миненко
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры культурологии
11.11.2014 г., протокол № 3.
Утверждена на заседании учебно-методического совета
социально-гуманитарного института КемГУКИ 16.04.2015 г.,
протокол № 7.
Введение в методологию социально-гуманитарных исследований
[Текст]: рабочая программа по направлениям подготовки: 44.06.01 «Образование
и педагогические науки» (научные специальности: 13.00.05
«Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»,
13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»); 46.06.01
«Исторические науки и археология» (научная специальность 07.00.10
«История науки и техники»); 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение»
(научная специальность 09.00.01 «Онтология и теория познания»);
45.06.01 «Языкознание и литературоведение» (научная специальность
05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»);
44.06.01 «Культурология» (научные специальности: 24.00.01 «Теория и история
культуры», 24.00.03 «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных
объектов»), квалификация выпускника «Исследователь.
Преподаватель-исследователь» / сост. Г. Н. Миненко. – Кемерово:
Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2014. – 31 с.
2
Стр.2
1. Цели освоения дисциплины
- формирование представлений о современной общенаучной
методологии, взятой в ее логическом и историческом срезах;
- ознакомление с историей формирования крупных методологических
проектов европейской философии и науки на протяжении
XVII–XIX столетий;
- знакомство с основными философско-методологическими программами
развития социально-гуманитарного знания XIX–XX столетий;
- овладение базисными положениями методологических подходов
различных научных школ в исследовании общества и культуры;
- содействие индивидуальному поиску аспирантами возможностей
применения социально-гуманитарной методологии и специальных методов
изучения социума и культуры в конкретной научно-исследовательской
и преподавательской работе.
2. Место дисциплины в структуре ООП аспирантуры
Дисциплина «Введение в методологию социально-гуманитарных исследований»
(далее – «Введение в методолологию СГИ») отнесена к блоку 1
«Дисциплины (модули)» вариативной части учебного плана подготовки аспирантов
научных специальностей: 13.00.05 «Теория, методика и организация
социально-культурной деятельности», 13.00.08 «Теория и методика
профессионального образования», 07.00.10 «История науки и техники»,
09.00.01 «Онтология и теория познания», 05.25.03 «Библиотековедение,
библиографоведение и книговедение», 24.00.01 «Теория и история культуры»,
24.00.03 «Музееведение, консервация и реставрация историкокультурных
объектов». Дисциплина органически связана с предшествующей
дисциплиной базовой части – «История и философия науки» (далее –
ИФН). Особенно важны знания, полученные при изучении 2-го раздела
ИФН – «Философия социально-гуманитарных наук». Для продуктивного
освоения курса «Введение в методологию СГИ» необходим также понятийный
аппарат, содержащийся в ИФН. Полученные в процессе изучения
курса «Введение в методологию СГИ» знания по социально-гуманитарной
методологии необходимы для дальнейшего продуктивного участия в научно-исследовательском
семинаре аспирантов: как для подготовки доклада
3
Стр.3
для выступления на семинаре, так и для участи в обсуждении методологических
позиций подготавливамых текстов и докладов. Полученная методологическая
подготовка способствует также выстраиванию курса «Методики
разработки учебного курса», подлежащего защите на государственном
экзамене.
3. Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения дисциплины
Универсальные компетенции:
- способность к критическому анализу и оценке современных научных
достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских
и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
(УК-1 / 44.06.01; 45.06.01; 46.06.01; 47.06.01; 51.06.01);
- способность проектировать и осуществлять комплексные исследования,
в том числе междисциплинарные на основе целостного системного
научного мировоззрения (УК-2 / 44.06.01; 45.06.01; 46.06.01; 47.06.01;
51.06.01);
- способность планировать и решать задачи собственного профессионального
и личностного развития (УК-6 / 44.06.01; 51.06.01).
Общепрофесссиональные компетенции:
- владеть методологией теоретических и экспериментальных исследований
в сфере культуры (ОПК-1 /51.06.01);
- владеть культурой научного исследования, в том числе с использованием
новейших информационно-коммуникационных технологий
(ОПК-2 / 51.06.01).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- основы общенаучной и социально-гуманитарной методологии
(УК-1, ОПК-1);
уметь:
- критически анализировать и оценивать современные научные достижения
(УК-1);
- применять социально-гуманитарную методологию в научно-исследовательской
и преподавательской деятельности (УК-2);
4
Стр.4