ГБОУ ВПО Южно – Уральский институт искусств имени П.И. Чайковского Кафедра истории, теории музыки и композиции Коноплянская Н.В. <...> Его жемчужина пьеса «Баркарола» (Июнь), которая с давних пор привлекает слушателей, любителей домашнего музицирования, пианистов – профессионалов как «…песня не только о русской жизни и природе, но и о вечной прелести всей земли, о нежности весны, о грусти осеннего увядания…» <...> В ней остается место для свободного от ее названия исполнительского творчества, которое может изменять ее календарный образ порой до противоположностей: от весеннего расцвета до осеннего жизненного заката. <...> Эту присущую музыке П.И. Чайковского содержательную многозначность так описывал друг композитора и музыкальный критик Г.А. Ларош: «Меня прежде всего пленяет в П.И. Чайковском «…смесь цветущего, румяного здоровья, …с нежною меланхолией, с поэзией горечи и страдания… <...> Действительно, идея написания цикла принадлежала не П.И. Чайковскому, а Н.М. Бернарду, издателю журнала «Нувеллист», с которым Петр Ильич сотрудничал с 1873 года. <...> Неизвестно, знал ли Пётр Ильич заранее об эпиграфах, и обсуждался ли с ним выбор стихов, но так как все прижизненные издания включали их, композитор так или иначе это одобрил (только к двум из них Петр Ильич внес свои дополнения: пьеса «Святки» получила подзаголовок Вальс, а «Жатва» Скерцо). <...> Однако в поздних изданиях «Времен года» П.И. Юргенсоном, подзаголовки были утрачены. <...> Название «Баркарола» («песня на воде») родилось у издателя не случайно: пьеса романтична, нежна, плавна и певуча, с мерным, словно от набегающих одна за другой волн покачиванием, с широтой мелодического разлива, с волнообразностью гармонических фигураций и почти вокальной полифонизацией аккомпанемента. <...> П.И. Чайковский, получив свое произведение с уже данным ему названием «Баркарола», не отверг его. <...> Она, как и другие миниатюры «Времен года», «…музыкальное воплощение поэтических чувств и настроений <...>
Баркарола_П.И.Чайковского_загадка_времени_года..pdf
,
,
"
"
.
.
Выйдем на берег там волны
Ноги нам будут лобзать
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять
Эпиграф из А Н Плещеева
Стр.2
Цикл фортепианных пьес «Времена года» (12 характеристических
картин) соч. 37 – bis, создавался П.И. Чайковским в конце 1875 – начале 1876
годов. Он, как и многие сочинения этой поры: «Лебединое озеро», Третья
симфония, Второй квартет, «… посвящены образам русской природы и жизни
людей в различные времена года» [1, с. 380]. Среди более ста фортепианных
произведений композитора, этот цикл один из популярнейших. Его жемчужина
пьеса «Баркарола» (Июнь), которая с давних пор привлекает слушателей,
любителей домашнего музицирования, пианистов – профессионалов как
«…песня не только о русской жизни и природе, но и о вечной прелести всей
земли, о нежности весны, о грусти осеннего увядания…» [2, с. 116]. Она словно
«…печаль…тихого примирения с жизнью» [2, с. 120], словно лирическое
раздумье, «…как будто сама ночь напевает человеку о том, как прекрасен
мир.». [2, с. 122].
В различных интерпретациях этой пьесы [cм. Приложение II] первый
летний месяц июнь с его теплым расцветом в природе, благодатным для
среднерусского края урожайным зачином, с покоем после всех погодных
весенних перипетий, не угадывается, уходит на второй план. «Баркарола» –
произведение не солнечное, его печаль не июньская. В ней остается место для
свободного от ее названия исполнительского творчества, которое может
изменять ее календарный образ порой до противоположностей: от весеннего
расцвета до осеннего жизненного заката. Эту присущую музыке П.И.
Чайковского содержательную многозначность так описывал друг композитора
и музыкальный критик Г.А. Ларош: «Меня прежде всего пленяет в П.И.
Чайковском «…смесь цветущего, румяного здоровья, …с нежною меланхолией,
с поэзией горечи и страдания…» [3, с. 119].
Почему же июньская «Баркарола» так загадочна и многолика? Может
быть, потому, что ее заглавие дано не автором?
Стр.3
Приложение I
Виды в Вербовке
Стр.12